Досуг

Хороший снимок стоит восхождения

На фотографиях альпинистки Веры Паненко Грузия предстала совершенно аполитичной

В течение двух недель в галерее столичного Дома ученых НАН Украины можно познакомиться с новыми цветными фотоработами Веры Паненко, созданными в сентябре прошлого года. Заснеженные вершины, древние монастыри и вечная Кура в объятиях шумного Тбилиси предстают на ее персональной выставке «Грузии — долгие лета» живыми образами, лишенными навязчивости злободневных стереотипов.

Очередная вылазка на Кавказ руководителя детско-юношеского туристско-альпинистского клуба «Абалаковец», который является структурным подразделением Сумской областной федерации альпинизма и скалолазания, уже традиционно увенчалась серией фотографий. В начале сентября 2009 г. группа выпускников клуба, ведомая Верой Паненко, совершила восхождение на Казбек. «В этот раз на гору решили идти со стороны Грузии. Это не самая сложная вершина, но все же, как и все пятитысячники, она требует уважения, наличия мастерства и хорошей физической формы,— рассказывает Вера Паненко.— Восхождение составляло только часть нашей программы. Внизу мы приняли участие в рафтинге (спуск на байдарках, надувных лодках или плотах по бурным горным рекам). После экспедиции, проведенной в сжатые сроки, в душе осталось ощущение праздника».

Не переводя фотодело в ранг профессионального занятия, Вера Андреевна, тем не менее, приблизила свое давнее увлечение к уровню художественного мастерства. Когда-то давно, начав с простенькой камеры «Смена», ныне в своих походах и горных восхождениях она не расстается с цифровиком. Правда, по признанию самой госпожи Паненко, в горах, где «ненадежны ни камень, ни лед, ни скала», бывает, что замерзают и отказывают даже и навороченные японские аппараты. «В такие минуты с ностальгией вспоминаешь о дешевой советской «Смене», хотя ее простота нередко дорого обходилась. Столько удачных кадров в свое время пропало!» — говорит Вера Паненко.

Экспозицию «Грузии — долгие лета» условно можно разделить на три жанровые группы: природа, религия, люди (портреты). Прежде всего надолго задерживаешь внимание на снимках суровых горных ландшафтов. Правда, вследствие того, что, как правило, автор лишь незримо присутствует за кадром, многие из них порой кажутся безжизненными. Вершины, лишенные масштабного визуального сравнения со своими покорителями, определенно несколько теряют в своем величии.

Действительно, красота гордого Казбека — это и могучая спокойная сила уверенного одиночества. Но вот фотография — настоящий шедевр, на которой запечатлена стоянка альпинистов у подножия горы; на пятикилометровой высоте, где пять-шесть палаток и люди кажутся настолько мелкими и незащищенными, что, на первый взгляд, напоминают слабую темную царапину на снежном насте. Поражают и другие чудеса: как, например, тянет припасть к живым струям нарзана, запросто исторгающимся из недр странного желтого горного образования, похожего на дремлющее доисторическое животное!..

Скупость цветов сменяет в ее работах буйство красок — жених и невеста в неизменных национальных нарядах; надутый мальчик, только что выдранный за уши за непоседливость, одетый как взрослый джигит в красный костюм с газырями и кинжалом. Ароматы старинных тбилисских улочек и шум современного города; его жители — старушка-продавщица инжира для Грузии так же привычна, как и наши украинские селянки, торгующие яблоками на Подоле. «Все это — настоящая Грузия,— отмечает известный художник Давид Шарашидзе.— Ничего надуманного, фальшивого. На фотографиях Веры Паненко не найдешь приукрашивания и нарочитого любования фольклорными мотивами. Это сама жизнь нашего народа».

Отметим: настоящая жизнь, в которой нет места сиюминутным политическим страстям, безумным дрязгам и преходящим манипуляциям, а есть умное напоминание о незыблемых ценностях: единстве веры, национальных традиций и вечности природы. Это само спокойствие и красота, которой нам так сегодня не хватает.

minakov