Рынки

Операторов унифицируют

Универсальные базовые станции изменят рынок телеком-оборудования

Пока государства пытаются приманить операторов новыми радиочастотными лицензиями, вендоры уже успели разработать для своих заказчиков — операторов связи — технические решения, которые помогут избежать трат на новые частотные диапазоны. И украинские сотовые компании, где вопрос с перспективными частотными диапазонами решается традиционно туго, могут первыми воспользоваться данным обходным путем. Государство в итоге может оказаться ни с чем.

Чтобы предоставлять услуги связи, нужно сначала построить сеть, которая будет являться транспортом для их доставки. Построенные сети поддерживают определенный стандарт (GSM, UMTS, CDMA и пр). Чтобы предоставлять абонентам сервисы по нескольким стандартам, нужно поддерживать в эксплуатации разрозненную инфраструктуру, работающую в разных радиочастотных диапазонах.  Это для всех уже долгое время являлось аксиомой.

И даже несмотря на распространенную проблему с нехваткой пользовательского оборудования для новых сетей, в докризисное время операторы охотно шли на поводу у вендоров, покупали дорогущие лицензии на частотный диапазон, внедряли новые технологии. В общем, довольны были и продавцы, получающие деньги за свой товар, и операторы, повышающие свою капитализацию путем экстенсивного роста.

Но в прошлом году все, как известно, кардинально поменялось. И главным вопросом для операторов связи стало эффективное использование ресурсов, как финансовых, технических, так и людских. Поэтому поставщикам  и производителям оборудования стало очень тяжело убеждать заказчиков в том, что им необходимо модернизировать свои сети до новых поколений связи (3G, 4G). Стало очевидно, что проданное телекоммуникационное оборудование должно гарантировать стопроцентную отдачу, причем на длительное время. К тому же оно должно быть в разы дешевле в эксплуатации, чем проданное ранее. Ведь нужно предоставить операторам стимул заменять старое на новое.

Решение обозначенной проблемы было, естественно, непростой задачей для вендоров, но выход нашелся. Разработчики с этого года начинают продвигать активное сетевое оборудование, способное работать в разных стандартах, как в GSM, так и в UMTS и LTE, на одной частоте. Это обычно 900/1800 МГц. Данная разработка имеет название SDR Single RAN. Software Defined Radio (SDR) Single RAN — новая инфраструктура, позволяющая работу сети в нескольких стандартах, часто в одном и том же радиочастотном диапазоне.

Коммерческие заказы на подобное новшество уже существуют в Европе. Например, TeliaSonera в Финляндии. Такое решение позволяет оператору сократить капитальные и операционные затраты. Ведь уже не нужно оборудовать новые сайты (площадки под БС), можно работать на старых. Меньшее их количество и меньшие размеры, естественно, помогают сэкономить на аренде. Радиосеть может обслуживать одна транспортная инфраструктура, а не несколько. Значит новшество требует и в разы меньшее количество обслуживающего персонала. Впрочем, представители самих операторов склонны пока называть подобное решение «сырым».

Для вендоров же оно открывает неоднозначные перспективы. Можно задать вопрос: если им удастся переделить рынок в конечном итоге и продать операторам решения на долгое время, то чем им заниматься потом. Продавать программные апгрейды? Ведь большого спроса на сетевое оборудование уже не будет. Здесь у некоторых из них находится ответ: «Будем принимать обслуживание операторских сетей на аутсорсинг». Однако большое «но» в этом случае: нужно будет сократить подразделения в операторах, которые этим занимались. И неясно, как такую инициативу воспримут в разных странах.

Универсальные БС, работающие в общепринятых диапазонах 900/1800 МГц, могут решить 3G-проблему и украинских связистов. Ведь если конкурс на 2 ГГц  в этом году снова не состоится, то операторы, ясное дело, уже будут иметь в следующем году варианты обхода, один из которых — 3G на 900/1800МГц. А как известно, предпосылки для срыва конкурса есть: это, в первую очередь, противостояние президента и Кабмина, где каждый тянет одеяло на себя.

Глава государства хочет получить от связистов миллиарды на конверсию для Минобороны, а Кабмин — те же деньги за лицензии. Естественно, что любая из побед будет подаваться как личное достижение выигравшего политика.

В следующем году, когда, так сказать, универсальные базовые станции станут отработанной моделью, операторы, интересующиеся новыми стандартами связи, могут просто начать их закупать. В результате деньги, которые предполагалось потратить на новые лицензии или на конверсию, могут быть направлены на покупку нового оборудования. Это решит проблему связистов и оставит государство ни с чем. И чиновники это отлично понимают. Поэтому и пытаются сейчас ставить палки в колеса проектам о необходимых для новинки А и Б: принципа технологической нейтральности и возможности передела существующих диапазонов на более широкие полосы.

На сегодняшний день операторы уже используют более унифицированное оборудование для своих сетей. Часть их оборудования будет готова к переходу на 3G сразу после получения лицензии. Поэтому стоит предположить, что унификация по мере созревания комплексных решений продолжится. «Киевстар» декларирует готовность 30% базовых станций сети к 3G. Т.е. в них просто нужно будет поменять программное обеспечение. Кроме этого, компания в ближайшие три года должна будет установить еще 5 тыс. БС, поддерживающих третье поколение.

Технический директор «Украинских Радиосистем» (ТМ Beeline) Дмитрий Микитюк  заявляет, что в режиме 3G-ready у них сейчас где-то 10% БС. В «Астелите» сообщили, что до конца года в сети будет установлено 3 тыс. БС, способных работать в 3G. А по состоянию на сентябрь, у life в сети работает 7800 БС.

yurasov