Рынки

Шахтеры добавляют газ

Украина приближается к созданию новой отрасли углегазовой промышленности

Формирование новой отрасли в украинской экономике, основные задачи которой были бы сосредоточены на развитии добычи шахтного метана, затянулось на много лет. От осуществления этой инновационной идеи была бы выгода не только государству, но и частным инвесторам.

Проблемы с импортом российского газа и аварии на шахтах в этом году спровоцировали особый интерес правительства и парламента к проблеме добычи и промышленного использования метана. Поэтому отраслевые специалисты и ученые надеются, что в ближайшей перспективе в Украине закончится создание новой отрасли углегазовой промышленности, которая получит свои четкие границы и разделение полномочий в существующем топливно-энергетическом комплексе. Это повысит ее инвестиционную привлекательность и создаст условия для притока отечественного и зарубежного капитала.

В Минуглепроме уверены, что добыча метана из околоугольных пластов поможет Украине решить сразу несколько проблем. Одной из главных является снижение риска взрывов метана в шахтах. Это не только позволит повысить темпы и объемы добычи угля, но и создаст условия для более безопасной работы персонала в шахтах. Также за счет промышленного использования метана удастся решить экологические проблемы, связанные с выбросом метана в атмосферу. В свою очередь, промышленная добыча метана позволит стране решить еще одну немаловажную проблему — зависимости от поставок российских энергоносителей.

Планы

Чиновничьего понимания и поддержки, как показывает украинский опыт, недостаточно, чтобы создание новой отрасли набирало обороты. Не менее актуальными проблемы добычи шахтного метана были и более десяти лет назад. И уже тогда было очевидно, что метаном надо заниматься серьезно, на уровне развитых стран мира. С целью координации работ по метановым проблемам, по инициативе Минуглепрома и Национальной академии наук Украины, в 1998 г. было создано государственное предприятие Центр альтернативных видов топлива (ЦАВТ). По заданию ЦАВТ специалисты производственного объединения «Укруглегеология» в том же году подготовили «Пилотный проект на проведение исследовательско-промышленных экспериментов по выбору рационального комплекса методов добычи метана угольных месторождений Донбасса».

Проект прошел все необходимые экспертизы, были получены специальные разрешения и начаты работы. В его рамках предусматривалось проведение буровых работ и экспериментов на наиболее перспективных угольных полигонах: Красноармейском, Макеевском, Марьинском, Краснодонском и Шахтерском. Было запланировано бурение 29 скважин в разных горно-геологических условиях. С учетом геологической специфики работ, было принято решение об их финансировании за счет средств госбюджета от Государственной геологической службы Минприроды.

К реализации проекта привлекались специалисты ряда научно-исследовательских учреждений НАНУ, отраслевых институтов и производственных подразделений НАК «Нефтегаз Украины», ДК «Укргаздобыча», а также зарубежных фирм, которые имеют опыт промышленной добычи метана угольных месторождений. Все работы должны были завершиться, в соответствии со сроками утвержденного ЦАВТ технического задания проекта, еще в 2000 г. Но, несмотря на оперативность проведения подготовительных и проектных работ и формальную поддержку со стороны правительственных структур, реализация планов затянулась на много лет. Причина банальная в условиях госсектора украинской экономики — финансирование по остаточному принципу. По состоянию на 1 января 2009 г. работы выполнены на сумму 26468,4 тыс. грн., что составляет 39,6% от проектных 66873,2 тыс. грн. В физическом измерении пробурено девять скважин общим объемом 8810 м (проектом предусмотрено 24025 м), что составляет 36,7%.

На 2009 г. проектным планом ЦАВТ, утвержденным Государственной геологической службой, в который раз предусматривалось завершить работы по «Пилотному проекту…» и подготовить соответствующий отчет. Но по состоянию на 1 сентября 2009 г. финансирование еще не поступало.

Такие данные были обнародованы на конференции «Добыча и использование газа-метана: привлечение инвестиций», которая прошла в прошлом месяце в Донецке. Ее участники не раз отмечали в своих выступлениях, что при таком государственном подходе к становлению метанодобывающей отрасли существует опасность дискредитации самой идеи метанодобычи.

Проблемы

«Я знаю, что в странах бывшего СССР предпринимались попытки наладить извлечение угольного метана, которые, в отличие от США, не привели к возникновению полноценной индустрии. Неудачи во многом были связаны с недостаточным пониманием отличий добычи метана из угольных пластов от добычи природного газа из обычных месторождений»,— полагает Пол Сикора, вице-президент компании CBM Partners Corporation (США). Он отметил, что в Америке бизнес по добыче шахтного метана очень прибыльный. Например, затраты на метановую вышку можно окупить за три-четыре месяца. На сегодняшний день более 10% природного газа, добываемого в США, извлекается из угольных пластов. Из метана получают не только электроэнергию, но и бензин, реактивное топливо.

«К сожалению, между геологами Украины, которые изучают вопросы разработки метана из угольных пластов, и теми, кто специализируется на проблемах добычи природного газа, не налажено плодотворное сотрудничество… Добыча угля в Донбассе отчего-то была оторвана от добычи метана и природного газа: метан просто-напросто удаляется в систему вентиляции при низкой концентрации и не используется как энергетическое сырье»,— констатирует Александр Пальченко, директор госпредприятия «Опытный машиностроительный завод». Он рассказал, что во времена Советского Союза машиностроительные заводы Донбасса, Харькова и Днепропетровска выпускали и принимали участие в запуске на Байконуре космических систем «Энергия-Буран». «Не сомневаюсь, что они и сегодня готовы производить технику любого класса при наличии нашего инжиниринга и, разумеется, финансирования со стороны Кабмина. Ведь в бытность СССР украинские заводы на условиях кооперации изготавливали базовые узлы буровых»,— отметил господин Пальченко.

В правительстве интересуются метановыми проектами. «Еще со времен Советского Союза метан рассматривали в качестве главного врага угольной промышленности, а рассматривать его необходимо как дополнительный мощный энергетический ресурс»,— заявила Юлия Тимошенко на заседании Кабмина, где обсуждались пути интенсификации использования метана в Украине. «По различным оценкам, только в Донецком бассейне запасы метана составляют 11,5 трлн. куб. м. Это колоссальный объем. Но понятно, что весь этот объем утилизировать невозможно. Сегодня можно говорить о 1,5-2 трлн. куб. м газа. А это, как мне кажется, также хороший потенциал, который необходимо использовать для системы диверсификации в Украине источников энергии»,— отметила она. Госпожа Тимошенко утверждает, что капиталовложения в сферу переработки метана окупятся за счет последующего производства электроэнергии. Кроме того, по ее словам, инвестиции в отрасль позволят высвободить дополнительные средства для использования механизмов Киотского протокола.

Перспективы

Поскольку перспективы и результаты утилизации шахтного метана очевидны, Минуглепром проводит работу по внедрению соответствующих проектов и привлечению негосударственных инвестиций на их реализацию. В 2008 г. это министерство и ЦАВТ организовали конкурс по привлечению инвестиций для реализации проектов по реконструкции систем дегазации шахт и утилизации метана на шахтах. Объем инвестиций по этим проектам составит более 200 млн. грн., которые окупятся, как ожидают в Минуглепроме, через два-три года.

В результате будут внедрены котлоагрегаты, а также когенерационные установки общей мощностью 20-25 МВт. Это позволит сократить выбросы метана в атмосферу на 8-10 млн т (в эквиваленте СО2) в год. И при этом даст возможность задействовать дополнительные средства от торговли квотами на выбросы в рамках Киотского протокола. Также в Украине планируется внедрить шесть украинско-японских проектов в рамках схемы зеленых инвестиций. Их главной целью является модернизация дегазационных систем на действующих шахтах и реконструкция обогатительных фабрик.

Стоит отметить, что проекты совместного осуществления и схемы зеленых инвестиций в Украине пока не вышли за пределы двухсторонних намерений и юридических обязательств сторон не содержат. На данный момент инвестирование проектов по утилизации шахтного метана на госпредприятиях осуществляется с участием преимущественно централизованного капитала Минуглепрома.

Кроме того, есть проблемные вопросы, для решения которых необходима специальная госпрограмма по разработке и внедрению новых технологий промышленной добычи метана. Также необходимо финансирование. По мнению отраслевых специалистов, метан, аналогично природному газу, должен быть включен в перечень природных ископаемых, на которые устанавливается рентная плата при выделении горного отвода (так поступают в США, Японии, такие же правила намерена ввести и Россия). В Германии подобное законодательное правило получило название «угольный пфенниг» — когда с каждой проданной тонны угля производят отчисления на развитие газовой программы. Это и есть долевое участие разработчика пластовых месторождений.

«Учитывая значительный дефицит собственных запасов нефти и газа, актуальной проблемой для Украины является использование нетрадиционных видов углеводородного сырья, прежде всего, газа угольных месторождений. Собственные запасы природного газа в Украине уже невелики, а прирост запасов сдерживается увеличением глубины залегания продуктивных газовых горизонтов (глубины перевалили за 5 тыс. м), что вызывает удорожание геологоразведочных работ. Поэтому необходимо уже сейчас приступать к разработке новых и совершенствованию известных технологий извлечения метана из угольных месторождений. Это даст возможность возмещать объемы снижения собственного природного газа объемами метана. Однако в широком масштабе работа по созданию новой метаноугольной отрасли в Украине сдерживается»,— считает кандидат технических наук Алексей Макеев.

По его словам, современная угольная промышленность постепенно становится производителем весьма наукоемкой продукции. Поэтому решение проблем добычи угольного метана реально только при осуществлении инвестиций в интеллект. «Без целевого финансирования фундаментальных научных исследований нельзя создавать новейшие технологии, а значит — и развивать добычу и использование метана из украинских угольных месторождений в промышленных масштабах»,— отметил господин Макеев. Также необходимым условием для повышения инвестиционной привлекательности проектов по добыче и утилизации шахтного метана эксперты называют не только стабилизацию политической и экономической обстановки в государстве, но и создание соответствующей информационной базы как источника альтернативного выбора объекта инвестиций.

Как создается новая отрасль

Основные виды нетрадиционных или альтернативных источников углеводородного сырья — это метан угольных пластов или шахтный метан; углеводороды из всех видов нефтегазонасыщенных пород с низкой нефтегазоотдачей; водорастворенные газы; горючие сланцы. Даже с учетом того, что минимальные и максимальные оценки величин их геологических запасов могут отличаться на один порядок (иногда и более), их запасы во много раз превосходят запасы традиционных источников углеводородов. В угольных месторождениях Украины, в зависимости от подходов к оценке ресурсов метана, содержится от 12 до 25 трлн. куб. м этого вида газа. Основные объемы метана сконцентрированы в недрах Донецкого каменноугольного бассейна.
21 мая Верховная Рада 359 голосами приняла закон №1123 «О газе (метане) угольных месторождений». Главными направлениями развития метана угольных месторождений определено использование газа как материального и/или энергетического ресурса (на территории добычи; путем поставок конечному потребителю газотранспортными системами, в том числе и в качестве смеси с природным газом).
Закон, вступивший в силу 19 июня, также регламентирует правовые, экономические, экологические и организационные основы деятельности в сфере геологического изучения газа (метана) угольных месторождений, в том числе опытно-промышленной разработки, добычи и изъятия его во время дегазации и дальнейшего использования. Таким образом, создана законодательная основа для развития нового направления бизнеса.
Метаноугольные месторождения могут стать не только одним из источников диверсификации рынка энергоресурсов и получения прибыли. Организация добычи и комплексного использования угольного метана обеспечит создание новых рабочих мест в районах ликвидированных угольных шахт, улучшение социальной обстановки. Одновременно с извлечением угольного метана будут сняты экологические проблемы ликвидации шахт, связанные с загрязнением территории вредными токсичными газами, за счет перехвата их потока дегазационными скважинами.
На 11 угольных шахтах, в том числе на 8 шахтах Минуглепрома, сегодня используется 30 котлоагрегатов, работающих на шахтном метане, что позволяет сэкономить более 30 млн. грн. в год. Еще на двух шахтах работают калориферные установки для подогрева воздуха, поступающего в шахту по стволу. Объем инвестиций по внедрению когенерации на шахтах составил более 400 млн. грн. На данный момент всего работает 18 таких станций, которые генерируют более 40 МВт электроэнергии.
В 2008 г. в Украине было извлечено 1,1 млрд. куб. м метана. Из них 830 млн. куб. м ушло в атмосферу вместе с вентиляционными струями шахт. За шесть месяцев 2009 г. в Украине извлечено 16,1 млн. куб. м метана, утилизировано — 3,23 млн. куб. м. При сжигании 1 т метана экологический сбор составляет в Украине 1,189 грн., при выбросе 1 т метана в атмосферу — 11,32 грн. В 2008 г. за счет сбора выбросов метана бюджет пополнился на 289,4 тыс. грн.

dolinchuk