Рынки

Пчелы облепили «Киевстар»

Telenor и «Альфа» мирятся и объединяют «Киевстар» и Beeline

Наконец-то случилось то, что многие близкие и неравнодушные к рынку связи люди назвали так громко — событием века. «Миру — мир!» — сказали норвежцы россиянам… Или россияне норвежцам. История умалчивает, кто был первым. Пожали руки и начали меняться акциями. Российская «Альфа Групп» и норвежский телекоммуникационный холдинг Telenor наконец-то приняли официальное решение по объединению своих активов.

«Альфа Групп» и Telenor объявили об объединении российской компании «ВымпелКом» (TM Beeline) и крупнейшего украинского оператора связи «Киевстар» в единую структуру под названием VimpelCom Ltd (с центральным офисом в Нидерландах и пропиской на Бермудских островах). Листинг телекоммонстра на  NYSE. От бренда «Киевстар» Telenor пока отказываться не собирается. То есть о полосатых звездах или звездных пчелах еще рано говорить. Финансовые этапы сделки должны завершиться к июлю следующего года. Процесс объединения активов продлится около года. Его подробности не разглашаются. Одним из основных условий сделки станет прекращение сторонами-акционерами всех судебных процессов, связанных с украино-российским телекоммуникационным конфликтом.

В бермудском бизнесе альфовцы получат 43,9% голосов, норвежцы — 35,4% и 20,7% приходится на голоса в свободном обращении (free float). «ВымпелКом» и «Киевстар» оценены в соотношении 3,4 к 1. Совет директоров будет состоять из девяти человек — троих альфовцев, троих норвежцев  и троих независимых людей. Денег такое совместное предприятие будет оборачивать много. В прошлом году их общий доход составил примерно $12,6 млрд. Кто станет счастливчиком и возглавит огромный VimpelCom Ltd, должно стать известно до конца года. Вероятно, данный пост будет очень привлекателен для сегодняшнего главы «Киевстара» Игоря Литовченко. «К сожалению, я не в Киеве. Я на встрече»,— сказал он, обосновав невозможность для него дать комментарий и оценку происходящему. А кандидатов-то на пост CEO будет максимум пять. Несловоохотливым оказался и гендиректор украинского Beeline («Украинские Радиосистемы») Александр Баринов. «Официальная позиция изложена в сообщении акционеров»,— уточнил он.

Кстати, будущее украинского мобильного Beeline  должно быть определено в ближайшее время. Если АМКУ даст добро на сделку мобильных бизнесов компаний в Украине, то сотовые билайновцы могут стать сотовыми киевстаровцами. В противном случае УРС могут продать или вообще ликвидировать. Такие прогнозы сделал  исполнительный вице-президент телекоммуникационной группы Telenor Тор Халворсен.
Интересно отреагировал на вопрос «А что будет с «Голден Телеком» (постепенно входит в Beeline)?» один из постояльцев телеком-форума www.red-forum.com некто Uncle Joe:  «То же, что и с приемным сыном дамы, выходящей повторно замуж,— станет дважды пасынком». «В «Киевстаре» нет опыта подобных интеграций, эта компания развивалась в условиях единой корпоративной культуры. Процесс слияния Beeline и «Голден Телеком» начался несколько лет назад и не завершился до сих пор»,— на такие сложности дружественного поедания в нашей стране делает намеки директор по развитию бизнеса телекоммуникационной группы Vega Константин Колесов.

Кроме России и Украины, VimpelCom Ltd объединит бизнес некогда враждовавших акционеров также и в Казахстане, Армении, Узбекистане, Таджикистане, Грузии, Вьетнаме, Камбодже и Лаосе. Телеком-монстр желает дотянуться своими щупальцами и до других быстро развивающихся рынков Европы, Азии и Африки. Европейцы, азиаты и африканцы, естественно, уже готовятся.

Первые лица из компаний-конкурентов в нашей стране не спешат давать детальную оценку столь прогнозируемому, но в то же время и ошеломляющему событию. Поэтому предпочитают говорить в общем. «Этот шаг является подтверждением того, что телекоммуникационный рынок Украины и СНГ в целом становится более зрелым. В мировом масштабе мы можем наблюдать общую тенденцию к укрупнению и усилению позиций мировых и региональных групп, в том числе и на новых рынках, поэтому следующим шагом для Украины, скорее всего, станет выход крупнейших мировых операторов»,— донес свои мысли через e-mail главный исполнительный директор «Астелита» (life:)) Тансу Еэн. А еще он думает, что «текущая ситуация на рынке значительно не изменится». Господин Еэн пишет, что он так и предвидел — на отечественном рынке в итоге должно быть три ключевых игрока.

Гендиректор «МТС-Украина» Андрей Дубовсков предпочел не бежать впереди паровоза с комментариями, ясно объяснив, что пока нет четкого формата сделки. В то же время он заметил, что бренд «Киевстар» — сильная торговая марка и тяжело предусмотреть, что принесут желтые и черные полосы, если вдруг логотип придется поменять.

Остается уточнить вышесказанное: вероятно, наиболее лакомым кусочком для «Киевстара» будет то, что настроил «Голден Телеком» совместно с «Украинскими Радиосистемами» под землей, то, что подходит к почти 1 млн. домохозяйств, в то время как многие домохозяева пока не подозревают, что такое существует. Это FTTB-проект (Fiber-To-The-Building, оптоволоконные линии непосредственно к домохозяйствам). Ведь тогда специалистам из компании «под голубой звездой» не придется докапываться или дотягиваться до абонентов своими силами, поскольку частично они смогут положиться на уже созданную основу. Помимо этого, украинский «полосатый» оператор владеет еще и ценным для будущих технологий радиочастотным ресурсом в диапазоне 900 МГц. Больше всего частотных полос в этом спектре у «Киевстара» (примерно 35%), у МТС — около 30%, у Beeline — 20% и у «Астелита» соответственно 15%. Если один интересный законопроект очистится от президентского проклятья, и «Киевстар» с Beeline сольется воедино, и в Украине появится принцип технологической нейтральности, то тогда у этой компании будет шанс запустить на совместном 900-том ресурсе 3G (UMTS), в дополнение к лицензии на 2,1 ГГц (если такая будет получена).

Кстати, претендентов на получение ноябрьской 3G-лицензии со вчерашнего дня стало «четыре минус один»… или «пять минус один». Второй вариант: это если ITC (TM CDMA Ukraine) найдет средства на участие в торгах — или в кармане у сегодняшнего акционера Игоря Еремеева, или у загадочного международного игрока, с которым компания ведет переговоры.

yurasov