Тимошенко обвинила металлоторговцев в завышении цен
Эксперты расценивают подобные замечания как камень в огород монополиста на этом рынке — Рината Ахметова, компания которого (СКМ) аккумулировала основные активы по производству этого оборудования.
Возмущение премьера вызвано намерением провести тендер по закупке горно-шахтного оборудования в рамках модернизации госшахт в 2010 г. Покупать это оборудование правительство намерено у отечественных компаний. Так сложилось, что этот сектор напрямую или опосредованно контролируется владельцем СКМ Ринатом Ахметовым. Лидерами на отечественном рынке горно-шахтного оборудования являются НПК «Горные машины» (четыре предприятия), Новокраматорский машиностроительный завод, а также Ясиноватский машиностроительный завод. Последний, по некоторым данным — единственное предприятие, которое не входит в сферу влияния господина Ахметова. Перечисленные предприятия покрывают 80% потребности в оборудовании.
Согласно планам Кабмина, в 2010 г. из стабфонда госбюджета на модернизацию госшахт будет потрачено 6,5 млрд. грн.; 1 млрд. грн. из обозначенной суммы планируется использовать на реконструкцию шахт. Желание премьера сбить цену на оборудование вполне объяснимо. Интересно, что при этом она фактически заставляет других металлопроизводителей снижать цены под это решение, делая вид, что причина в их несговорчивости. «Удивительно получается, что нашим машиностроительным предприятиям реализуется металлопродукция дороже, чем она была до кризиса, и, что самое интересное, по ценам на 4-5% дороже, чем на внешних рынках. А потом мы получаем цену на горно-шахтное оборудование на 37-48% по разным направлениям выше, чем могло бы быть»,— возмущается Юлия Тимошенко.
Металлурги отпираются. «Мы и так поставляем им продукцию не менее чем на 10% дешевле, чем на внешние рынки»,— сетует владелец ММК им. Ильича Владимир Бойко и сообщает, что он лично контролирует ситуацию с ценами и отгрузкой. Он же предположил, что в случае дальнейшего снижения цены на закупаемый производителями шахтного оборудования металл тот попадет в руки посредников. «Снижение цены на 20% приведет к тому, что перекупщики пустят этот металл на экспорт»,— предположил он.
В последнее время аналитики отмечают сбалансированность цен на большинство видов проката на внутреннем и внешнем рынках. «Если отклонения и существуют по отдельным видам продукции, то в пределах 1-5%»,— отмечает замначальника департамента по вопросам ГМК «Госвнешинформа» Вячеслав Попов. Более высокие цены на металл для производителей шахтного оборудования эксперты объясняют тем, что им приходится прибегать к закупкам специальных видов продукции. Кроме того, с украинской стороны часто приходится иметь дело не с заводами-производителями, а с трейдерами. Это удорожает закупаемый металл, но вряд ли увеличивает стоимость конечного продукта почти на 50%. «Доля углеродистой стали в себестоимости того же шахтного комбайна не превышает 10-20%»,— сообщил представитель одного из машиностроительных заводов Украины. Он же предположил, что причина удорожания оборудования кроется в других видах расходов.
Таким образом, напрашивается вывод, что предприятия-производители горно-шахтного оборудования становятся заложниками системы трансфертного ценообразования в структуре вертикально интегрированных металлургических компаний, в частности, в составе СКМ. В этом случае основная прибыль оседает на счетах трейдеров, расположенных в оффшорных зонах. А остальные компании группы отчитываются либо об убыточности, либо о минимальной прибыли. Кстати, как правило, в такого рода тендерах, как тот, который собирается проводить госпожа Тимошенко, участвуют компании-продавцы оборудования. Скорее всего, именно им премьер предупредительно адресовала свои претензии по поводу предстоящего тендера.