Сможет ли рынок скоростного интернета повторить историю сотовой связи
Ведь за шесть лет — с 2000-го по 2006 г. рынок сотовой связи показал беспрецедентный рост, на который мало кто рассчитывал. Если по итогам 2000 г. насчитывалось менее миллиона мобильных абонентов, то к концу 2006 г. номинальное проникновение составило 105% .
Сегодня, согласно данным iKS-Consulting, ШПД-проникновение составляет всего 9,1% (1,62 млн. частных абонентов). Темпы роста рынка при этом немного поутихли. Многие связывают это с кризисом. Другие с тем, что далеко не все украинцы в состоянии преодолеть ценовой барьер покупки персонального компьютера. Третьи — что не у всех есть физическая возможность подключения к сети. И все они будут в той или иной степени, естественно, правы.
Но можно смотреть на вопрос с абсолютно другой стороны. Являлась ли услуга мобильной связи для населения чем-то новым? Осмелюсь предположить, что нет. По телефону разговаривали еще наши бабушки в молодости. По фиксированному, разумеется. Поэтому с приходом к нам сотовых операторов в конце прошлого столетия кардинально поменялась не услуга связи, а способ ее предоставления. И наши граждане быстро почувствовали, что говорить в трубку без провода, естественно, удобнее, чем с проводом. И гораздо проще такую трубку приобрести. Вот и все — успех связистам обеспечен.
С интернетом же совсем иная ситуация. Аналога ему раньше вообще не существовало. Сейчас немного развею представления о нашем мире некоторых урбанистических маркетологов: есть еще очень много молодых украинцев, для которых интернет и компьютер — темный лес, непроходимые дебри. Идем дальше. Как бы не грустно было об этом говорить, но практически все наши бабушки и дедушки и большая часть наших мам и пап пользователями ПК и интернета не станут никогда! И это абсолютно логическое явление. Для того чтобы интернет, как что-то абсолютно новое, стал массовым, очевидно, должно смениться несколько поколений. К счастью, этот процесс можно несколько ускорить. А ускорение такого рода, даже на год, пять, десять лет — сами понимаете, вопрос миллиардов долларов. Все просто: интернет-услуги нужно не только умело продавать населению; не менее важно разъяснить людям для чего они нужны и как ими пользоваться.
Но операторам связи, предлагающим скоростной интернет-доступ уже сейчас, не стоит расстраиваться. Пока спрос даже продвинутого населения остается неудовлетворен. Более того, если в сегменте мобильной связи можно предложить, главным образом, только голосовые услуги и немного услуг по передачи данных, то на широкополосном подключении можно выстроить целый мир сервисов. Естественно и заработать на интернете можно гораздо больше. Единственное, что пугает сейчас,— это постепенное удешевление ШПД. Ведь появляется все больше игроков, и каждый, соответственно, захочет себе как можно больше клиентов. В конце концов, все может прийти к тому, что в ближайшее время может быть покрыта большая часть жаждущих сети и начнутся ценовые войны за абонентов между операторами. Откровенно говоря, это не будет хорошей новостью для компаний, вложивших в сеть сотни миллионов. Но, очевидно, ценовые войны — это особенности любого массового телеком-рынка на определенной стадии его развития. Кстати, большая разница между голосовой связью и интернет-доступом может заключаться в том, что в первом случае можно больше проиграть минутами, секундами и тарифами, а во втором — нет даже такого замечательного элемента маркетинга, как интерконнект-ставки. Поэтому маркетинг времени, проведенного в сети при ШПД, сводится к следующей схеме: безлимит с зависимостью его цены от скорости. Здесь все, казалось бы, довольно уныло. Но, с другой стороны, как уже упоминалось, в этом канале продаж (назовем его так) можно продать существенно больше дополнительных сервисов. На них и можно построить основную часть маркетинга.