Рынки

Химпром задыхается газом

Горловский концерн «Стирол» остановил производство аммиака, карбамида и аммиачной селитры на неопределенный срок

Горловский концерн «Стирол» остановил производство аммиака, карбамида и аммиачной селитры на неопределенный срок. Эта новость поспособствует росту цен на удобрения в Украине и усилит позиции работающих производителей.

«Да, мы остановили направление производства удобрений, поскольку при нынешней цене на газ оно убыточно»,— сообщил «i» директор департамента «Азотэкспорт» концерна «Стирол» Александр Шатохин. Он затруднился назвать возможную дату запуска производства. Другой источник на предприятии уточнил, что возобновление производства может состояться после того, как Нацкомиссия регулирования электроэнергетики (НКРЭ) установит новую цену на газ для химпредприятий в размере $205 за 1 тыс. куб. м на границе с Украиной.

Напомним, на последнем совещании в Кабмине, которое состоялось 30 июля, премьер-министр Юлия Тимошенко пообещала с 1 августа удешевить газ производителям азотных удобрений. Об этом писали «i» в №132 от 31 июля.

К остановке азотного производства «Стирол» шел планомерно все первое полугодие. До кризиса он был лидером по производству аммиака и карбамида. По итогам первого полугодия предприятие скатилось на последние места по производству амселитры и мочевины. По объемам производства аммиака производитель занял четвертое место в числе шести предприятий.

Отчасти это можно объяснить тем, что менеджмент завода так и не смог решить задачу удешевления производства, и затраты на «Стироле» были одними из самых высоких в отрасли. Так, например, черкасский «Азот», «ДнепрАзот» получили возможность закупать газ у компании «Укрнефть» по цене ниже газпромовской, что подтверждает баланс монополиста НАК «Нефтегаз». ЗАО «Северодонецкое объединение «Азот» более остальных удешевило производство удобрений за счет поставок готового российского аммиака и последующей его переработки в селитру и карбамид.

«Ровноазот» остановил производство уже давно по мотивам политического давления на предприятие из-за его принадлежности к бизнесмену Дмитрию Фирташу. Одесский припортовый завод имеет, пожалуй, самую низкую себестоимость продукции по причине того, что у него отсутствуют транспортные издержки при поставке продукции на рынок. Таким образом, «Стиролу» пришлось хуже всего. Очевидно, предприятие исчерпало запас прочности.

Но есть и другие объяснения решения об остановке. Первое — такой шаг можно расценить как попытку заставить премьера выполнить обещанное. Вторая причина кроется в самой ситуации на рынке. Дело в том, что мировые биржи демонстрируют довольно стремительный рост цен на удобрения, подстегнуть который еще больше может посыл об остановке предприятий. Таким образом, поведение «Стирола» можно объяснить, как игру с целью повысить отпускные цены в условиях сниженного предложения.

Это подтверждают и сами трейдеры, работающие на внутреннем рынке. «Такая новость приведет к тому, что спрос будет искусственно завышен, как, собственно, и цена на удобрения»,— считает заместитель генерального директора ООО «Укртехнофос» Андрей Конев. Он же считает, что стоимость аммиачной селитры в августе составит не менее 2 тыс. грн. за 1 т с НДС.

«Отчасти остановка «Стирола» подыграет такому повышению»,— думает он и отмечает особенность нынешних взаимоотношений заводов с покупателями. «Если ранее заводы затаривали склады в условиях неблагоприятной конъюнктуры, то теперь товар еще не произведен, а за него уже берут предоплату». Таким образом, химики пытаются снизить риски, связанные с неустойчивым спросом.

Но есть еще несколько объективных причин, которые могли повлиять на решение менеджмента «Стирола». Первая — ожидаемая экспансия российских поставщиков селитры на внутренний рынок пока так и не состоялась, поскольку русские заводы увлеклись насыщением собственного рынка. Это значит, что украинские предприятия получили возможность контролировать установление цен для отечественных потребителей.

Вторая — покупательная способность наших аграриев так и не улучшилась в связи с низкими ценами на продаваемый урожай.

Ложкой дегтя стало и то, что в этом году государство отказалось компенсировать крестьянам стоимость закупаемых азотных удобрений. Это может привести к тому, что сезон приобретения удобрений может окончиться преждевременно, а не как до кризиса — в декабре. «Начнется он в августе, но вряд ли продлится дольше конца сентября. Крупные компании уже закупили удобрения, когда, например, та же селитра стоила 1450 грн. за тонну на заводе»,— предполагает Андрей Конев. Эту мысль подтверждает и глава одного из крупнейших агрохозяйств в Украине — компании «Нибулон» — Алексей Вадатурский. «Мы уже запаслись удобрениями до конца этого года и благодарим за такую возможность руководство северодонецкого «Азота»,— сказал он «i».

После выхода «Стирола» из общего строя обеспечение потребностей украинского рынка в азотных удобрениях еще в большей степени ляжет на плечи таких предприятий, как черкасский «Азот» и северодонецкий «Азот». Поскольку второй так же постепенно сдает позиции — на предприятии предложили трейдерам растянуть закупку товара во времени, черкасский «Азот» Александра Ярославского станет монопольным и стратегическим поставщиком селитры на внутренний рынок.

До последних изменений на рынке его доля в этом секторе составляла не менее 45% поставок. Лидирует он и по поставкам карбамида на экспорт. Учитывая такое положение дел и то, что русские отвлеклись от нашего рынка, государству вскоре придется решать вопрос с обеспечением украинских аграриев селитрой напрямую у господина Ярославского, как это уже происходит в вопросах подготовки Харькова к Евро-2012.

Пока еще альтернативу по удобрениям на внутреннем рынке Александру Ярославскому составляет предприятие Алекса Ровта — северодонецкий «Азот». Оно же поставляет селитру по самым низким ценам в отрасли. Поэтому менеджерам черкасского предприятия вскоре предстоит задача уговорить партнера не портить складывающуюся картину в сфере ценообразования.

stetsun