Рынки

Кинопрокат растет в гривне

Народ предпочитает больше ходить в кино

Отечественный кинобизнес, которого, по словам гендиректора российского «Централ Партнершип Sales House» Марка Лоло, «на сегодняшний день не существует», продолжает развиваться. Несмотря ни на что, растет посещаемость кинотеатров и выручка дистрибуторов от проката (правда, только в гривне), увеличивается количество кинотеатров и совместных проектов.

«Всего с начала кинопрокатного 2009 г. (с 1 декабря 2008 г.) в украинский прокат вышло 64 картины, а общий сбор составил 208,1 млн. грн. ($27,2 млн.)»,— говорит управляющий директор «Метрополитен Э.Р.А» Оксана Татаринцева. Для сравнения, в российский прокат за это же время вышло 148 картин, а сборы составили $308,5 млн. Таким образом, рынок украинского проката составил в первом полугодии 2009 г. 8,8% от российского проката (в 2008 г. этот показатель равнялся 8,7%).

По таким показателям, как посещаемость и кассовые сборы, украинский рынок также растет. Посещаемость, по информации госпожи Татаринцевой, выросла на 4,1% (с 7,4 до 7,7 млн. зрителей), а сборы — на 25% в гривне (с 166,5 млн. грн. — до 208,1 млн. грн.). В долларах же сборы упали с $33,3 млн. до $27,2 млн., то есть на 18,3 %. Свою лепту в рост посещаемости внесли и операторы кинотеатров. За период с 2008 г. по I квартал 2009 г. в Украине открылось восемь кинотеатров (33 зала), в том числе — единственный в стране 3D кинотеатр IMAX. Всего в ближайшие три года, по информации компании «Кинопрокат — Украина», планируется открытие еще восьми кинотеатров в ТРК с 40 залами.

Кризис сильно повлиял на желание инвесторов вкладывать деньги в строительство кинотеатров. Начиная с 2006 г. ежегодно в стране открывалось более 50 залов. Так, по данным Cinema Analytics, если в 2006 г. в Украине действовали 194 современных зала, то в 2007 г. их было уже 245, а к концу 2008 г. — 306 залов. Неудивительно, что темпы введения в эксплуатацию новых кинозалов замедлились, ведь даже в условиях падения реальных долларовых доходов от проката многие владельцы ТРК не спешат снижать арендные ставки своим якорным арендаторам. «Наши ставки остались на докризисном уровне»,— говорит директор Real Management, управляющей РТЦ «Блокбастер» Александр Романец.

В отрасли непосредственного производства кино ситуация намного плачевнее. Различные продакшн и киностудии предпочитают снимать продукт для телеканалов, а не для кинопроката. «Снимать игровое кино в Украине экономически невыгодно. Ведь потолок украинского проката находится на уровне $3 млн., из которых производителю достанется лишь треть»,— уверен генеральный продюсер «ПРО-ТВ» Виктор Приходько. Свое кино возможно сейчас лишь при масштабной государственной поддержке или при прямом участии в кинопроизводстве телеканалов, которые в дальнейшем помогут хорошо раскрутить фильм.

«Кинопроизводство как таковое в Украине существует только в зачаточном состоянии, так как 15 лет независимости наша страна в принципе не занималась развитием отрасли»,— отмечает гендиректор Национальной киностудии им. А. Довженко Игорь Ставчанский. Отсюда и результат — успешными в прокате становятся либо американские блокбастеры, либо российские фильмы (реже совместные с Украиной) собственного производства.

vakalyuk