Рынки

Экспортеров отправили к юристам и дипломатам

Новые европейские правила регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ REACH могут усложнить деятельность отечественных предприятий, поставляющих продукцию на внутренний рынок ЕС

Новые европейские правила регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ REACH могут усложнить деятельность отечественных предприятий, поставляющих продукцию на внутренний рынок Евросоюза и вынудить украинские компании использовать механизмы обжалования, предусмотренные нормами права ЕС, а также средства дипломатической защиты со стороны Министерства иностранных дел

Напомним, 18 декабря 2006 г. Европейский парламент и совет Европейского союза утвердили Регламент №1907/2006 относительно регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ (REACH) . Основная цель нового документа — гарантировать безопасность всех используемых в ЕС химических веществ. Поставляемые в ЕС изделия также могут подлежать регистрации, но только в ряде определенных случаев. Органом, который теперь будет обеспечивать выполнение регламента, стало Европейское химическое агентство (ЕХА), территориально находящееся в Хельсинки. Регламент вступил в силу номинально с 1 июня 2007 г., а фактически — с 1 июня 2008 г., когда началась предварительная регистрация (перерегистрация) химических веществ, закончившаяся 1 декабря 2008 г. По ее итогам ЕХА 1 января 2009 г. опубликовало на своем сайте список веществ, разрешенных к поставкам в ЕС до конца 2010 г. Для незарегистрированных веществ европейский рынок до истечения указанного срока будет закрыт.

Регламент обобщил существовавшие до этого нормы, регулирующие обращение химической продукции на рынке европейских стран, и привнес новые правила, которые значительным образом могут усложнить деятельность предприятий, поставляющих продукцию на внутренний рынок ЕС. В частности, производители, импортеры и последующие пользователи теперь обязаны доказывать то, что вещества, которые они производят, размещают на рынках или используют, не оказывают отрицательного воздействия на здоровье человека или окружающую среду. Говоря юридическим языком, это означает смещение бремени доказывания с государства на производителя. Другое принципиальное новшество регламента — отныне фундаментальные химические исследования начнут проводить не за счет государственных институтов, а за счет поставщиков продукции на рынок ЕС.

Уже в момент подготовки регламент вызвал немало подозрений и упреков в том, что он является завуалированным средством нетарифного ограничения импорта в страны ЕС. Кроме прочего, он устанавливает немалые ставки на регистрацию химических элементов, а это потребует значительного увеличения расходов импортеров. В частности, плата за регистрацию колеблется от EUR1600 за вещество, которое производится в объемах менее 10 т в год, до EUR31 тыс. за вещество, которое производится в количестве более 1 тыс. т в год.

Так или иначе, регламент вступил в силу, поэтому дальнейшие споры, связанные с ним, будут касаться особенностей толкования и применения его отдельных приложений. Для украинского бизнеса — предприятий-экспортеров в страны ЕС — в ближайшие несколько лет пока не сложится гласная и негласная практика применения регламента, вопросы обжалования решений ЕХА будут иметь первоочередное значение.

По регламенту, обжаловать решения ЕХА можно в специализированном Апелляционном органе (англ. Board of Appeal) и в судебных органах ЕС — Суде правосудия или Суде первой инстанции, расположенных в Люксембурге.

В практическом плане предусмотренная регламентом процедура обжалования решений ЕХА означает, что отечественным предпринимателям при защите своих интересов при обжаловании решений ЕХА в большей степени нужно будет полагаться на свои собственные силы, а не на возможности дипломатической защиты со стороны собственного государства. К сожалению, внешняя политика Украины все годы независимости носила однобокий характер. Курс на евроатлантическую интеграцию почти полностью парализовал волю отечественных политиков к сколько-нибудь взвешенному поведению в отношениях со странами ЕС и США, что, надо признать, не только не соответствует украинским интересам, но и прямо противоречит практике разрешения различных споров, возникающих между самими государствами евроатлантического региона. В частности, опыт разрешения споров в рамках ВТО ярко демонстрирует, сколь непримиримыми на международной арене в отстаивании интересов собственных бизнесменов могут быть внешнеполитические службы стран ЕС и США.

Заметим, что требование непосредственного обращения и в Апелляционный орган ЕХА, и суды ЕС вовсе не отменяет для отечественных бизнесменов права на обращения к украинскому МИДу. Согласно ст. 4 закона «О дипломатической службе», одной из основных задач дипломатической службы страны является защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за рубежом. Это значит, что МИД не просто может на свое усмотрение оказывать помощь украинским гражданам и организациям за пределами нашего государства, но обязан это делать, а в случае бездействия должен нести ответственность.

Если суммировать сказанное, то можно предположить, что в связи с принятием новых правил REACH украинские предприниматели смогут использовать параллельно как механизмы обжалования решений ЕХА, предусмотренные регламентом REACH и нормами права ЕС, так и средства дипломатической защиты со стороны МИД Украины. В практическом плане они будут вынуждены обращаться к помощи как зарубежных юридических фирм (фирм — резидентов стран ЕС), так и отечественных юридических фирм, имеющих подразделения, специализирующиеся на вопросах применения норм международного права. Вероятно, лучшим выбором будут отечественные юридические фирмы с международно-правовой специализацией и имеющие партнерские связи с юридическими фирмами ЕС.

Уже в момент подготовки регламент вызвал немало подозрений и упреков в том, что является завуалированным средством нетарифного ограничения импорта в страны ЕС

tamila