Рынки

Легпром: подъем есть, но работать тяжело

Похоже, украинская легкая промышленность начинает потихоньку возрождаться. По крайней мере, за январь-июль 2017 года объемы производства товаров легкой индустрии выросли на 7,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

«Наши предприятия стали более активно реагировать на все вызовы времени. Так, уже пятая часть нашей произведенной продукции идет под заказ силовым структурам. Наши фабрики и фирмы имеют все возможности для производства любой продукции легкой промышленности. В городах все чаще в последние месяцы открываются фирменные магазины наших компаний-производителей», — заявила в комментарии «i» президент ассоциации «Укрлегпром» Татьяна Изовит

Львиная доля продукции производится из давальческого сырья. По словам Изовит, эту долю точно оценить сложно, однако можно утверждать, что она составляет не менее 80% от всей произведенной продукции легпрома страны. Причем за последний год давальческие схемы стали еще более популярными, нежели ранее.

По словам начальника отдела инвестиционного анализа аналитического департамента компании Pro-Consulting Александра Ткачева, рост можно объяснить стабилизацией экономической ситуации в стране, которая позитивно отразилась на увеличении заказов в текстильной промышленности: «Так, в январе-мае 2017 года они увеличились на 15,4% до 2,22 миллиарда гривен (в январе-мае 2016 года эта цифра составляла 1,93 миллиарда гривен). Действительно важным фактором такого увеличения объемов производства стало возросшее количество заказов от иностранных заказчиков и от нашей оборонной промышленности».

Александр Ткачев приводит не менее интересную статистику по давальческому сырью и заказам иностранных партнеров наших производств. Так, в январе-мае 2017 количество иностранных заказов для наших фабрик и фирм выросло на 8,6% до 727 млн. грн. (в январе-мае 2016 г. таких заказов было на 669 млн. грн.).

Эксперты также отмечают, что на сегодня наблюдается активизация в сотрудничестве украинских предприятий с китайскими производителями для создания в Украине совместных производств. Ведь, на сегодня производство товаров по давальческой схеме по заказам из Европы с его отправкой туда есть более дешевым делом, нежели везти готовые изделия из Китая. Да и такие совместные предприятия могут выпускать вполне конкурентные и по цене, и по качеству одежду и обувь как внутри страны, так и тем более за ее пределами.

Однако относительно роста объемов производства товаров легкой промышленности не все руководители предприятий, то есть непосредственно практики, имеют одинаковое мнение. Как заявил «і» директор компании Flyingbro (Летючий брат) Максим Ситайло (компания занимается производством спортивной обуви и одежды), он не отмечает роста производства.

«Официальная статистика не учитывает одного важного фактора — теневой экономики. Так вот, просто доля в теневом бизнесе предприятий легкой промышленности снизилась, по моим подсчетам, с 50 до 34%. Что касается роста спроса украинцев на отечественные одежду и обувь то, скажу так — все что стоит меньше 1000 грн., продается. Соответственно, что стоит дороже, не продается. Те, кто раньше предлагал дорогие кроссовки и футболки, вынуждены перейти на производство и сбыт дешевых. Что касается переработки давальческого сырья, то по объемам эти цифры не упали и возможно возросли, а по денежному эквиваленту — упали точно».

Максим Ситайло скептически относится к возрождению производств легкой промышленности (которые работают на экспорт и по всем формам сотрудничества) и отмечает, что ныне все больше предпринимателей и производителей хотят уйти в «тень». Так, по его мнению, вынуждает идти на это жесткий валютный контроль и большие налоги.

Он отмечает, что намного проще открыть фирмы на территории стран ЕС, например, в той же Латвии и Польше, заплатив за это $500. «На эту компанию нелегально (чаще путем контрабанды) украинские производители поставляют свой товар. И все проблемы с обязательной продажей валюты в Украине уходят на задний план. Она остается в чужой стране. Желающих среди предпринимателей поступать именно так, очень много. Ведь, никто не хочет продавать 50% валюты, а на оставшиеся, которые идут на определенный счет, при их снятии оплачивать высокие налоги и, таким образом, оставлять себе фактически копейки. Лучше за свободный контрабандный доступ заплатить взятку соответствующим органам и пользоваться такой прекрасной возможностью дальше», — говорит Ситайло.

Тем более, по мнению экспертов, развивать в Украине свое производство одежды и обуви, очень сложно. Это можно объяснить тем, что в нашей стране практически не осталось производителей тканей и ниток. Насчет первых, правда, Татьяна Изовит отмечает, что они есть, однако выпускают далеко не все, и это приходится восполнять импортом.

В Украине также невозможно должным образом снизить себестоимость производства единицы продукции. «Говорят у нас дешевая рабочая сила, и мы можем составить достойную ценовую конкуренцию всем. Это не так. В себестоимости производства товаров легкой промышленности стоимость рабсилы составляет всего лишь 20-30%. Остальное — иные существенные затраты на ткани, нитки, энергоносители и так далее», — отмечает Максим Ситайло.

В свою очередь, Александр Ткачев уверен, что высокую себестоимость украинской одежды и обуви можно объяснить тем, что она производится небольшими партиями: «Таким образом, снижение себестоимости возможно за счет увеличения объемов производства (и за счет экономии на масштабах производства). Однако опять же фактор недостаточного объема отечественных недорогих и качественных тканей и другого сырья, не позволяют этого сделать».

Татьяна Изовит называет одним из факторов, тормозящих активизацию отечественной легкой промышленности, завоз секонд-хенда, часто работающего в тени. Однако даже наши производители понимают, что довольно обедневшие украинцы при закрытии «путей» секонд-хенда в Украину, вообще лишаться возможности приобретать недорогие и относительно качественные вещи (пусть и ношеные).

Еще председатель правления и президент «Укрлегпрома» уверена, что наша легкая промышленность может существенно нарастить объемы производства, если ее предприятиям дадут полноценную возможность участвовать во всех тендерах, проводимых в нашей стране.

В принципе же, большинство экспертов уверены, что Украина может резко увеличить производство недорогой одежды, а также и сырья — тканей и нитей. Однако для этого нужно упростить валютный контроль, побороть коррупцию на таможне, а также снизить таможенные пошлины на комплектующие для оборудования. Ведь, они, как и само оборудование для легкой промышленности, в Украине не производятся.

Автор: Антон Горохов

redaktsiya