Рынки

Рынок газа в действии: что означает отмена фиксированных цен для коммунальщиков

На минувшей неделе истек срок действия возложения специальных обязательств (ПСО) для предприятий теплокоммунэнерго (ТКЭ). Отныне государственная компания НАК «Нафтогаз Украины» больше не обязана обеспечивать тепловиков голубым топливом по фиксированной цене. Поставщики тепла смогут самостоятельно заключать контракты с газоснабжающими компаниями на условиях, которые диктует рынок.

«Экономические новости» (ЭН) попытались разобраться, что же на самом деле будут означать новые реалии на практике. 

В свободное плаванье

Основы либерализации газового рынка Украины парламентарии заложили еще в 2015 году приняв закон «О рынке природного газа». На подготовку к первому этапу перехода на рыночные условия ушло целых пять лет. В итоге так называемый механизм ПСО отменили только в августе 2020 года. И то не для всех. Изменения коснулись только рядовых потребителей голубого топлива. ТКЭ продолжали получать газ по определенной государством цене. Однако уже на этом этапе начались проявляться прорехи неидеальной реформы. Когда в январе цена достигла 10 грн за кубометр, по всей Украине поднялась волна тарифных протестов, для большинства украинцев такая стоимость оказалась непосильной. Не спасали ситуацию и субсидии, доступ к которым с каждым годом становился сложнее. В результате правительство вынуждено было ограничить цену газа предельным показателем – 6,99 грн за кубометр (с учетом НДС и без оплаты за доставку) до конца отопительного сезона. Поставщики называли такой шаг политическим и угрожали судами, однако воля Банковой была исполнена. Эксперты не исключают, что суды относительно компенсаций за нерыночные тарифы могут затянутся на годы.

И все это время для тепловиков продолжал действовать механизм ПСО. Речь идет преимущественно о коммунальных предприятия – ТКЭ и ТЭЦ, которые используют газ для производства тепла, электроэнергии и горячей воды. То есть, цена на газ для ТКЭ устанавливал не рынок, а НАК «Нафтогаз», который публиковал ее каждый месяц. 

Так, на начало мая 1100 организаций получали газ по ПСО от НАКа. Решением Кабмина действие механизма было продлено до 20 мая. Представители отрасли до последнего момента не понимали, пойдет ли Кабмин на такой шаг, учитывая огромное количество проблем, которые накопились на рынке за последние годы. Против отмены ПСО выступали в Минэнерго, Минрегиона и профильном парламентском комитете, опасаясь, что запуск рынка для ТКЭ в текущих условиях будет иметь серьезные негативные последствия, в том числе приведет к росту тарифов для населения. В поддержку отмены режима ПСО выступил лично премьер-министр Денис Шмыгаль, который и сообщил об очередном важном шаге на пути к созданию «полноценного рынка газа».

«Неэффективность менеджеров коммунальных предприятий больше не будет покрываться фиксированной цене. Теперь все ТКЭ, большинство из которых принадлежит местной власти, будут заключать контракты с газоснабжающими компаниями самостоятельно», – заявил накануне премьер Денис Шмыгаль. 

Замруководителя Офиса Президента (ОП) Кирилл Тимошенко в свою очередь сообщил, что в новых условиях власть окажет поддержку городам, и заверил в выполнении всех договоренностей, которые были зафиксированы в меморандуме о взаимопонимании по указанным вопросам, который в феврале 2021 подписали представители правительства, НАК «Нафтогаз», НКРЕКП и мэры украинских городов. По его словам, в вопросе теплоснабжения также нужно двигаться к рыночным отношениям. В частности, несколько городов уже работают без ПСО. «Это реальность, уже есть подписанные контракты и сотрудничество с малыми, средними и крупными городами», – добавил представитель Банковой.

В НАК призвали к спокойствию. « «Нафтогаз» готов обеспечить потребности ТКЭ и ОСМД в газе. Остановка действия ПСО – не повлечет особых проблем для участников рынка. Любые волнения излишни», – заявил директор по интегрированных коммуникаций компании Максим Белявский.

А что с коммуналкой?

Для простых украинцев опасность состоит в том, что с высокой долей вероятности, тарифы на отопление и горячую воду серьезно полезут вверх. В этом не сомневается глава Союза потребителей коммунальных услуг Украины Олег Попенко. Он напомнил, что большая часть ТКЭ утверждала свои тарифы при стоимости газа в четыре-пять тысяч гривен за тысячу кубометров. Сейчас НАК «Нафтогаз Украины» продает газ для ТКЭ по стоимости 8,2 тыс. грн за тысячу кубометров, а после отмены ПСО эта цифра вырастет до 9,5 тыс. грн за тысячу куб. м. «Это автоматически приведет к тому, что все ТКЭ будут согласовывать новые тарифы на тепло и горячую воду выше существующих – от 30 до 60%. А это значит, что платежа за тепло для украинца в квартире 50 кв.м возрастет от 1000 до 2000 грн в месяц», – говорит эксперт.

Он убежден, что тарифы на природный газ для населения абсолютно необоснованы и невыгодны для потребителей. «Они сформированы на основе цен на газ в отопительный период. То есть это максимальные цены, которые есть на рынке. А если посмотреть статистику, то даже, например, летом цена на газ падает. В прошлом году она была на уровне 4-4,5 грн и даже дешевле. Это совершенно неоправданное формирования годовой цены на газ», – сказал Попенко. 

По его словам, летом, когда цена на газ условно 4-6 грн, потребитель вынужден будет платить 8 – 13 грн, а в зимний период для него нет никаких выгод, так как зимой он и так по этой цене потребляет. «Доставка газа – это отдельная история. Это две гривны добавить на один кубометр газа, и мы получаем: минимальная цена на рынке с транспортировкой, распределением газа получается около 10 грн. Максимальная цена, которая уже озвучена, составляет более 15 грн», – говорит эксперт. При этом Попенко считает нормальной практикой формирования годовых контрактов. «Это правильно сделано. Но мы же делаем это все в извращенной форме. То есть, мы не вывели средневзвешенную цену на газ в течение трех лет и сделали ее годовой. Это было бы правильно. А у нас взяли цены на пике и автоматически навязали всем потребителям», – отметил он.

Ранее сообщалось, что в результате того, что с мая в Украине действует летний тариф на газ, долги украинцев за комуслуги могут в итоге превысить 100 млрд грн, а тарифы на тепло вырастут на 57%. Усилит тенденцию и постановление КМУ от 14 апреля, которая сделала строже условия получения субсидии на оплату комуслуг. Правительство уже несколько раз вносило изменения в правила предоставления государственной помощи. Сначала решили не выдавать субсидии тем, у кого депозит больше 56 тысяч грн. Но потом чиновники решили поднять сумму разрешенных сбережений, которые лежат в банке, до 100 тыс. грн, а также допускается второе жилье в совместной собственности или в сельской местности. Напомним, что по новым правилам лишить субсидии могут также за покупку валюты на 50 тыс грн. А также за второе авто в семье, если его возраст меньше 15 лет. Эксперты утверждают, что в ближайшее время правительство продолжит ужесточать условия доступа населения к государственной помощи на оплату коммуналки.

Подсели на «долговую иглу»

Эксперт Института энергетических стратегий Юрий Корольчук не исключает того, что механизм ПСО для ТКЭ могут вернуть. «Механизм возложения специальных обязанностей предполагает, что компания, которая потребляет газ, в данном случае это ТКЭ, получала газ от «Нафтогаза» по цене, ниже рыночной. Это означает, что последняя цена на газ 6500 грн, то есть производство гигакалории им обходилось в среднем в 1600-1700 гривен. Но на самом деле эта цена была не рыночной, и, чтобы предприятию работать не в убыток, они должны продавать гигакалорию по цене 2200-2300 грн. Поэтому тарифы обязательно повысятся минимум на треть. Но от этого будет расти стоимость газа, которая будет где-то в районе 10 тыс грн, и думаю, что может быть и больше – 12-14 тыс за тысячу кубометров», – сказал эксперт.

По его словам, повышение цен позволит ТКЭ полностью рассчитываться за полученный газ: «Сейчас, когда стоимость гигакалории составляет 1600 гривен, они собирают деньги с населения, но им этих денег не хватает, чтобы в полной мере по рыночной цене отдать средства поставщикам газа. Поэтому решение правительства означает, что цена будет рыночная, «Нафтогаз» больше не будет поставлять газ по льготным ценам, ТКЭ получат возможность покупать у других поставщиков газа. Но парадокс в том, что сегодня согласно законодательству, если в компании есть долги (а во всех ТКЭ они есть), она не может сменить поставщика. Все должны будут вернуться к «Нафтогазу»».

«Другая проблема – это долги, которые составляют 67млрд. гривен, из них 30 млрд. – это разница в тарифах, когда ТКЄ продавали тепло дешевле для населения. Так сформировалась разница между рыночной ценой и тарифами, и доплачивать должны были органы местной власти, потому что центральный бюджет отказался это делать. А с местной власти практически ни у кого нет такой возможности. Потянут эту разницу только Киев, Харьков и Одесса», – пояснил эксперт.

В этой связи эксперт считает, что ПСО будет продолжено, когда государство фактически установит регулируемую цену для ТКЭ. «Это мы увидим, пожалуй, ближе к осени, потому что сейчас летний период. Осенью вопрос актуализируется, и думаю, НАК будет дальше поставлять всем компаниям газ по такой цене. Вопрос лишь в том, где же тогда рынок», – резюмировал Корольчук.

Напомним, на начало мая долги контрагентов «Нафтогаза» достигали космических 95 млрд грн. Львиная доля этой суммы – 67 млрд грн – принадлежит именно предприятиям ТКЭ и ТЭЦ. Эту сумму можно разделить на две части: долги за газ, из которого производится тепло, чем занимаются и первые, и вторые, и за производство электроэнергии (только ТЭЦ, – ред). Долги за производство тепловой энергии составляют 55 млрд грн. Причина их возникновения – неэффективное государственное регулирование, которое проявлялось в искусственном содержании заниженных коммунальных тарифов для населения. Поставщики тепла годами получали от НКРЕКП низкий тариф, который не покрывал реальную цену на газ и не позволял рассчитываться за топливо перед «Нафтогазом». Ухудшили ситуацию и недобросовестные ТКЭ, которые вообще прекратили выплату долгов, ссылаясь на отсутствие денег. Что касается теплоэлектроцентралей, то их долг за газ, из которого вырабатывается электроэнергия, по состоянию на начало мая 2021 составляет 11,5млрд. грн. 

Впрочем, парламентарии намереваются решить вопрос долгов в ближайшее время. По словам председателя правления НАК «Нафтогаз», уже наработан соответствующий законопроект, который вскоре должен быть зарегистрирован в Раде. Документ будет предусматривать максимальное урегулирования долгов, которые возникали из-за несоответствия тарифов на услуги теплоснабжения тем ценам, которые существовали. Правда, пока четкого понимания, как это сделать, у власти нет. Обсуждаются варианты списания долга, погашения бюджетными деньгами или реструктуризации. Пока же Кабмину необходимо было бы внести изменения в правила поставки газа и позволить компаниям менять поставщиков ресурса даже при наличии задолженности. 

Альтернативный путь

Существенно повлиять на ситуацию в формировании справедливой рыночной цены на газ могла бы продажа дочерней компанией НАКа «Укргаздобычей» собственного газа на бирже. В частности, соответствующий проект закона лежит в Раде. Он предусматривает продажу на бирже 30% всего товарного газа, добытого в Украине. Но документ застрял в парламентском комитете по вопросам энергетики и жилищно-коммунальных услуг. 

Некоторые надежды на изменение ситуации в этом вопросе подавало новое руководство «Нафтогаза». Бывший руководитель компании Андрей Коболев хотел единолично распоряжаться ресурсом дочерней структуры, и лишь незначительные объемы добытого газа выводил на биржу. Сдерживание торгов в Украине так и не позволило сформировать индикатив для газа собственной добычи, поэтому цена испытывает существенное влияние через дорогой импорт из европейских стран. В свою очередь новый глава НАКа Юрий Витренко в своем первом интервью заявил, что предприятие «Укргаздобыча» могло бы развиваться «как полноценное акционерное общество, могло бы напрямую реализовывать газ, поставлять людям, делать оптовые поставки». «Это было бы более понятно для людей: какая себестоимость этого газа, финансовые потребности этой компании, которая занимается по виду деятельности только добычей газа. Не было бы никаких непонятных посредников или надстроек», – сказал он. Но пока, похоже, новый руководитель НАКа не спешит воплощать свои слова в действия. 

Если бы компания «Укргаздобыча» продавала на бирже хотя бы 6,5млрд. кубометров газа, тогда бы все потенциальные поставщики газа населению могли бы покупать этот газ. Но этого сделано не было. Поэтому ориентиром стоимости газа для украинцев остаются цены на европейском хабе TTF, несмотря на то, что поставки из стран ЕС составляют лишь треть от общего потребления Украины (30 млрд куб м). А цена на хабе TTF на 21 мая превысила 12 грн за кубометр – столько же стоит ресурс на июнь на украинском энергетической бирже.

«Внутренние цены на газ в Украине привязаны к внешним спотовым котировкам. То есть, они подвержены всевозможным спекулятивным влияниям. При этом привязка осуществлена безотносительно к тому есть ли в Украине собственная добыча газа, имеются ли его запасы, есть ли в замена природному газу другими источниками энергии и по какой цене, насколько близко расположены месторождения газа к потребителю и.т.д… Если взять и проигнорировать все эти факторы, а потом привязать цены внутри страны к этим внешним спекулятивным котировкам, то получим то, что имеем сегодня», – сказал «ЭН» директор специальных программ НТЦ «Психея» Геннадий Рябцев. По его словам, в этой привязке очень сильно были заинтересованы участники рынка – поставщики. «И когда разрабатывались соответствующие методики на их сторону стало государство. То есть, государство проигнорировало интересы другой стороны рынка – потребителей, так и не став независимым арбитром на энергетических рынках», – отметил эксперт. При этом, продолжил он, тезис о европейской интеграции на энергетических рынках не выдерживает никакой критики. «Потому что мы семимильными шагами отдаляемся от Европы, реализуя так называемые «реформы». В европейском понимании «рыночная цена» означает три вещи. Первое – цена должна быть экономически обоснованной, второе – доступной для абсолютного большинства потребителей. И третье – быть прозрачной и понятной для всех участников рынка. У нас же рыночных цен в таком понимании нет. У нас они только «экономически обоснованы» причем экономического обоснования никто в глаза не видел. То есть, мы должны принимать на веру, что эти цены являются экономически обоснованными. Что касается «доступности, прозрачности и понятности» – об этом вообще речь не идет. В любой европейской стране, во главе любого рынка стоит потребитель. В противном случае тут же все инструменты государства будут брошены на тех, кто злоупотребляет своей рыночной властью. У нас же все наоборот», – сказал Рябцев. По словам эксперта, в рамках анбандлинга от газового гиганта, которым является НАК «Нафтогаз», нужно отделить не только компанию «Оператор газотранспортной системы Украины» (что уже произошло), а также компании-добытчика («Укргаздобыча») и компанию-оператора подземных хранилищ. «Это нонсенс – заявлять о построении в Украине свободного рынка газа и при этом оставлять на рынке огромную государственную вертикально интегрированную компанию. На Западе давно отошли от этого, провели анбандлинг, и сейчас на рынке ЕС действуют специализированные компании по добыче, транспортировке, хранению газа», – объясняет эксперт.

С ним солидарна эксперт в сфере энергетики и ЖКХ Мария Яковлева. «Рынок газа, рынок электроэнергии или вообще любой другой рынок существует тогда, когда есть свободная конкуренция. При условии существования такой огромной монополии, как «Нафтогаз Украины», конкуренция абсолютно отсутствует и именно это условие полностью исключает рождение рынка. Это было понятно еще в 2015 году, когда принимался закон о рынке природного газа. Как мы видим сегодня, задача стояла не создать рынок, а приложить все усилия, чтобы оставить существование монополии. Что успешно удалось выполнить? В «обертку» рынка завернули монополию», – сказала «ЭН» эксперт. По ее словам, если «Укргаздобыча» начнет продавать свой газ на свободном рынке, монополия «Нафтогаза» рухнет. «Именно благодаря монополизации источника украинского газа для нужд населения «Нафтогаз» держит свою монополию, может получать сверхприбыли и устанавливать «летние тарифы»», – добавила она.

Так, по расчетам Центра Разумкова, если бы все участники рынка получили доступ к газу внутренней добычи, то есть покупали бы его по той же цене, что и «Нафтогаз», то цена газа для бытовых потребителей составила бы максимум 5,7-5,9 грн / куб м с НДС и тарифом оператора газотранспортной системы. И пока «Укргаздобычу» не выпустили на биржу со своим газом все соглашения о коммерческих закупках газа производители тепла вынуждены заключать с дочерней структурой НАКа – ООО «газоснабжающей компанией «Нафтогаз Трейдинг».

Ксенiя Лазоренко