Рынки

Как рынок возобновляемых источников энергии превратился в “зеленое болото”

После поездки в Глазго, где президент Зеленский вещал о спасении планеты, в том числе путем превращения Украины в государство с наиболее евроцентричной политикой в области изменения климата, власти хотят, чтобы мир поверил, что эта страна готова стать супер-пупер "зеленой". Вот только не рассказывайте об этом некоторым из своих крупнейших производителей экологически чистой энергии. Они на это не купятся. Недавний конфликт с правительством по поводу выпуска облигаций, предназначенных для финансирования проектов в области чистой энергии, увяз в грязной финансовой истории.

Для начала – вводная. 1 ноября на климатическом саммите ООН COP26 президент Украины Владимир Зеленский обязался сократить выбросы парниковых газов на 65% ниже уровня 1990 года в течение следующих 8 лет. Как информируют Экономические новости, об этом пишет Forbes.

“Наша цель к 2030 году – сократить выбросы парниковых газов на 65% и достичь климатической нейтральности не позднее 2060 года”, — сказал он.

Украина обязалась прекратить производство электроэнергии на угле к 2035 году и инвестировать в возобновляемые источники энергии, заявил 4 ноября на COP26 альянс Powering Past Coal Alliance.

“Озеленение” энергетического сектора важно для Украины, поскольку ее угольные шахты, в основном истощенны и расположены в восточном промышленном регионе Донбасса, оккупированном боевиками России, а государственный “Нафтогаз” не смог обеспечить адекватную добычу природного газа, несмотря на подтвержденные и достаточно крупные запасы.

Украина также зависима от международных финансовых институтов мира. Она имеет второй по величине кредитный портфель от МВФ после Аргентины. И она постоянно ищет финансирование от Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР). В скором времени эти кредитные учреждения сделают соблюдение политики в области изменения климата обязательным условием для заемщиков. И Зеленский об этом прекрасно знает.

“Чтобы обуздать потепление и достичь углеродной нейтральности, нам придется приложить в разы больше усилий, чем планировалось в Париже в 2015 году”, — сказал Зеленский.

Зеленый бардак

Украине предстоит нелегкий путь “зеленого” развития. Страна располагает в основном атомной и угольной энергетикой. Только Польша имеет больше угольных электростанций на европейском континенте. В 2020 году на долю атомной энергетики приходится 52% производства электроэнергии, а доля возобновляемых источников энергии составляет всего около 8%. Текущая энергетическая стратегия Украины по выработке “чистой энергии” устанавливает 17% в качестве цели к 2030 году. Для сравнения, соответствующая цель ЕС на 2030 год составляет 32%, но некоторые страны ЕС уже значительно превзошли этот показатель. Например, в 2020 году доля возобновляемой энергии в Германии достигла 46,3%.

Украина занимает 26-е место в мире по объему выбросов CO2, примерно на одном уровне с небольшой Испанией. Но ВВП Испании в 8 раз выше ВВП Украины. Около 40% выбросов CO2 в Украине приходится на энергетический сектор. Зеленский и многие в украинском правительстве считают, что сокращение использования и замена ископаемого топлива возобновляемыми ресурсами покажет, что Украина борется с изменением климата наравне с европейцами.

Проблема в том, что этот сектор находится в тяжелом финансовом положении. Самый большой долг на оптовом рынке электроэнергии Украины приходится на производителей возобновляемой энергии – на начало ноября он достиг 28 млрд. украинских гривен (около $1,1 млрд.).

Долги перед производителями возобновляемой энергии накапливаются уже два года. Согласно официальным данным, выплаты государства инвесторам ВИЭ за 2020 год составили около 69% от суммы долга по контракту на производство электроэнергии. В 2021 году не было ни одного месяца, когда правительство полностью оплатило бы контракты.

Летом 2020 года правительство практически вынудило инвесторов ВИЭ заключить меморандум, в котором они согласились на “добровольное” снижение тарифов, но это не помогло. Долги продолжали накапливаться. Однако в меморандуме был предусмотрен механизм погашения старых долгов – недостающие средства должны были быть привлечены за счет гарантированного государством кредита.

Именно это и было сделано. Государственная компания “Укрэнерго” (оператор системы передачи электроэнергии Украины) выпустила так называемые “зеленые облигации”, гарантированные государством, и привлекла 825 миллионов долларов. Деньги поступили от частных инвесторов. ЕБРР тоже был инвестором. Эти средства были переведены в другую государственную компанию – “Гарантированный покупатель”, которая была специально создана для обеспечения выплат производителям возобновляемой энергии. И тут началось веселье.

Глава Гарантированного покупателя Константин Петриковец был немедленно уволен – по его словам, “за отказ выполнять незаконные указания” от премьер-министра Шмыгаля не производить выплаты производителям возобновляемой энергии. Об этом он заявил по телевидению.

После назначения нового управляющего, выплаты были произведены, но не всем компаниям в пропорциональных суммах, как предполагалось изначально.

Одна компания, ДТЭК Renewables, принадлежащая самому богатому человеку в Украине Ринату Ахметову, не получила никаких средств. Это крупнейший производитель возобновляемой энергии в Украине.

По данным украинских СМИ, одной из причин является разворачивающийся конфликт между президентом Зеленским и бизнесменом Ахметовым, в результате которого выделение средств по “зеленым” облигациям были заблокированы.

Зеленский был избран президентом благодаря декларациям о борьбе с коррупцией (например, его закон о деолигархизации, который Джордж Кент, заместитель помощника госсекретаря США по делам Европы и Евразии, назвал “трудным”) и реформированию экономики. После COP26 Зеленский включился в борьбу европейцев против изменения климата. И все хотят, чтобы Украина в этом преуспела.

Но даже без учета того, что правительство пока отодвигает ДТЭК на второй план, частный сектор в Украине при Зеленском играет с правительством в игру “выживший”. В каждом новой серии кто-то выбывает с острова, не зависимо от сектора экономики. Энергетика особенно подвержена рискам, поскольку она является важной частью экономики.

ДТЭК является крупнейшим инвестором в сектор возобновляемой энергетики в Украине и работает на рынке уже около 14 лет. По их словам, за это время они инвестировали в Украину 1,5 миллиарда евро и построили около 11% всех мощностей возобновляемой энергетики в стране.

Если выплаты по облигациям не будут распределены равномерно, то, вероятно, будет трудно найти инвесторов, готовых развивать масштабные проекты по возобновляемой энергетике в Украине. ДТЭК, например, является крупным эмитентом облигаций для иностранных инвесторов.

Если местные компании не будут вкладывать значительные средства в возобновляемые источники энергии, Украине будет трудно достичь цели, поставленной Зеленским. Как отметил на этой неделе журнал Foreign Policy, она также будет больше зависеть от России в области энергетики.

В политикуме Украины в последнее время воцарилась скандальная атмосфера. Это то, от чего Украине необходимо избавиться, если она хочет меньше походить на Дикий Восток и больше – на “искушенный западный мир”, тех, кто участвует в глобальных конференциях и говорит о климатической справедливости и социальном равенстве.

Европа – крупнейший спонсор Украины. Если капитал ЕБРР используется не для того, о чем говорит Украина, это снижает доверие к государственным эмитентам и наносит ущерб все еще относительно положительному имиджу Украины как объекта зарубежных инвестиций.

Елена Каденко