За три первых месяца российско-украинской войны продемонстрированная Украиной способность нанести поражение России на поле боя поразила мир и привела к растущим разговорам о том, что вторжение Владимира Путина закончится его поражением.
В то же время ситуация на море остается более благоприятной для Кремля и требует срочного международного участия. Блокада Россией черноморских портов Украины душит экономику страны, а также угрожает вызвать глобальный кризис продовольственной безопасности, препятствуя выходу украинского сельскохозяйственного экспорта на международные рынки. Если эта проблема не будет решена, она приведет к голоду во всем мире в ближайшие месяцы. Об этом пишет председатель Центра оборонных стратегий и бывший министр обороны Украины в 2019-2020 годах Андрей Загороднюк.
К сожалению, Украина традиционно упускает из виду вопрос морской безопасности. После начала боевых действий с Россией в 2014 году военные расходы по-прежнему в подавляющем большинстве были направлены на совершенствование сухопутных сил страны. Тем не менее невозможно переоценить важность Черного моря, через которое украинский экспорт выходит во внешний мир. С февраля 2022 года эти ворота закрыты.
Хотя Россия обладает почти полным военно-морским превосходством в северной части Черного моря, Украине удалось одержать ряд заметных морских побед за последние три месяца военных действий. Самым ярким успехом стало потопление флагманского корабля Черноморского флота России “Москва”, который был поражен украинскими ракетами “Нептун”, выпущенными береговыми батареями. Украина также неоднократно наносила удары по российским силам на острове Змеиный и повреждала или топила российские суда в прилегающих водах.
Длительная борьба за остров Змеиный отражает жизненно важную роль, которую играет этот небольшой скалистый выступ в борьбе за доминирование в более широком регионе Черного моря. Россия четко осознает его значение и попыталась захватить остров Змеиный в первый же день войны, что привело к легендарной перестрелке между российским военным кораблем и маленьким украинским гарнизоном. Если России удастся закрепиться на острове Змеиный, он станет базой для ракетных систем, что позволит Кремлю контролировать большую часть Черного моря, а также воздушное пространство на юге Украины.
В то время как демократический мир принял вызов вооружения Украины, чтобы противостоять российской агрессии на суше, международное участие в войне на море носит более ограниченный характер. Самым значительным вкладом до сих пор было решение Турции в первые дни конфликта обеспечить выполнение условий Конвенции Монтрё 1936 года о закрытии проливов Босфор и Дарданеллы для российских военных кораблей.
До начала военных действий США предоставили Украине несколько кораблей. Совсем недавно Великобритания включила в пакет военной помощи Украине морские ракетные системы, но эти системы еще не поступили. Между тем, запланированная покупка у Турции военного корабля-корвета не принесла результатов до начала войны.
Несмотря на умеренные успехи Украины и локальные неудачи России, общая перспектива на море остается крайне неблагоприятной для Украины. Российская блокада Черного моря оказывает разрушительное воздействие на сельскохозяйственную промышленность Украины, которая является двигателем всей экономики страны. В условиях ограниченных альтернативных возможностей и наличия только сухопутных маршрутов украинские фермеры не могут перевезти 90% экспортируемого зерна.
Это имеет серьезные последствия для глобальных поставок продовольствия. Украина является одним из крупнейших в мире экспортеров зерна и развивающейся сельскохозяйственной сверхдержавой, которая кормит сотни миллионов людей. Если российская блокада Черного моря не будет прекращена, эксперты прогнозируют нарастающий кризис в ближайшие месяцы с особенно разрушительными последствиями для более бедных стран. “Миллионы людей по всему миру погибнут из-за блокировки этих портов”, — предупредил в начале мая глава Всемирной продовольственной программы ООН Дэвид Бисли.
Очевидно, что свобода судоходства в Черном и Азовском морях является критически важным элементом любого послевоенного мирного урегулирования. Также очевидно, что мир не должен ждать окончания войны, прежде чем решать вопрос о разблокировании портов Украины.
Украина не может положить конец блокаде, просто атакуя оставшиеся военные корабли России и надеясь на новые успехи, подобные потоплению “Москвы”. Даже не обладая мощью Черноморского флота, Россия все еще может обеспечить блокаду южных портов Украины, угрожая нанести удар по торговому судоходству авиацией и ракетами. Без твердого решения международные страховщики просто откажутся покрывать риск судоходства в украинские порты или из них.
Единственным жизнеспособным решением на данный момент является создание защищенной морской зоны под контролем международного сообщества. Существует множество экспертных мнений о том, как этого можно достичь, причем многие из них опираются на возможности НАТО. Один из наиболее часто упоминаемых вариантов предполагает создание гуманитарного навигационного коридора, патрулируемого кораблями и самолетами НАТО для обеспечения безопасности коммерческого судоходства.
Если в рамках НАТО будет слишком сложно достичь консенсуса в отношении такой инициативы, для этой цели можно будет создать коалицию стран-участниц. В условиях, когда на карту поставлена глобальная продовольственная безопасность и миллионы жизней находятся под угрозой, теоретически можно было бы оправдать такой шаг, одновременно снимая обвинения в прямом вмешательстве в российско-украинскую войну.
Конечно, первый вопрос, касающийся любых защищенных морских зон, — это правила применения оружия как для кораблей, так и для самолетов. Если они подвергнутся нападению со стороны России, будут ли они вступать в прямой бой?
По сути, это было бы повторением предыдущих дебатов о бесполетной зоне над Украиной, которые закончились полным отказом от этой идеи. Примечательно, что с тех пор, как в марте было исключено введение бесполетной зоны, многое изменилось. После почти трех месяцев тяжелых потерь и военных унижений в Украине Кремль сейчас мало заинтересован в провоцировании прямой конфронтации с НАТО.
Репутация России как военной сверхдержавы уже значительно подорвана событиями в Украине. Лидерам НАТО пора признать, что Путин – это обычный бандит, который питается их осторожностью. В действительности у него нет желания вступать в прямую конфронтацию, которую Россия не может себе позволить.
Помимо политических препятствий, существует также ряд практических проблем, которые необходимо преодолеть, прежде чем вводить охраняемую морскую зону. Даже в мирное время военным судам нечерноморских государств разрешено заходить в Черное море только на ограниченный период времени. С действующей Конвенцией Монтрё военные корабли вообще не могут заходить в Черное море.
Поскольку нет реальной возможности пересмотреть условия Конвенции Монтрё, самым простым решением было бы, чтобы турецкий флот взял на себя инициативу по предоставлению необходимых кораблей для обеспечения охраняемой морской зоны. Болгария и Румыния, являющиеся членами НАТО, также могли бы внести свой вклад, а небольшие суда из других стран-участниц могли бы войти в Черное море через реку Дунай. Между тем, охрана воздушного пространства над Черным морем могла бы осуществляться коалицией стран, использующих существующие базы НАТО в регионе.
Единственной альтернативой военному морскому коридору могло бы стать дипломатическое соглашение с Кремлем. По сообщениям, генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш в настоящее время пытается договориться с Москвой о частичном ослаблении блокады, чтобы возобновить экспорт украинского зерна. Однако любая сделка, скорее всего, будет означать ослабление санкций, введенных за вторжение в Украину, что многие считают совершенно неприемлемой и опасной уступкой, которая только послужит поощрению дальнейших актов российской агрессии.
Если путинская блокада Черного моря не будет прорвана, украинской экономике будет нанесен серьезный ущерб, а страны по всему миру вскоре столкнутся с перспективой голода. Это сильный аргумент в пользу немедленного международного вмешательства.
Вопрос лишь в том, есть ли политическая воля, чтобы рискнуть вступить в конфронтацию с Кремлем. Ограниченные военные возможности России были наглядно обнажены в Украине, но многие западные лидеры, тем не менее, не хотят бросать Путину прямой вызов в Черном море. Эта чрезмерная осторожность рискует продлить кровавую бойню в Украине и вызвать глобальный продовольственный кризис.