Через два года 200 млн. т стали в мире станут лишними. Украина готовится
Вчера эксперты на круглом столе в Международном центре перспективных исследований в Киеве обсудили будущее украинской металлургии в свете подорожания газа и последних событий на мировых рынках металла. Несмотря на наступившие тяжелые времена, аналитики не сомневаются, что ГМК останется базовой отраслью отечественной экономики.
Участники круглого стола справедливо отмечали технологическую отсталость отечественного сталелитейного сектора. Как напомнил экономист Международного центра перспективных исследований Ильдар Газизулин, Украина занимает первое место в мире по доле мартеновского производства — 43,4% против 3,2% в мире. Также довольно высока доля выпуска полуфабрикатов (слябов, заготовки, из которых впоследствии за рубежом катается готовый прокат) 32% в общем объеме против 12-15% в мире.
Перспективы, что второй недостаток будет устранен в ближайшие годы, невелики. Крупнейшие украинские меткомпании (ИСД, СКМ) как раз выстраивают свой бизнес под переработку произведенных в стране полуфабрикатов на заграничных прокатных мощностях для того, чтобы обходить пошлины и квоты на готовый прокат. Зато в скорейшей необходимости вкладывать деньги в модернизацию уже никто не сомневается. Однако объемы капитальных инвестиций оставляют желать лучшего: за 9 месяцев прошлого года было вложено около $26 на тонну произведенной стали. Вдвое больше, чем раньше, но вдвое меньше, чем тратят те же европейские металлурги.
Ситуацию усугубил рост цен на газ, который поставил собственников метпредприятий перед необходимостью срочно внедрять кардинально новые технологии. Как «ЭИ» ранее писали, под это дело целой отрасли необходимо около $7-9 млрд. инвестиций и от трех до пяти лет. Так вот, чтобы эти деньги пошли на предприятия, по мнению экспертов, государство должно создать целый ряд необходимых условий. К примеру, «обеспечить прозрачный и справедливый процесс регулирования тарифов естественных монополий — ж/д тарифов, электроэнергии», — считает г-н Газизулин.
Производственников беспокоит также еще более насущный вопрос, на который уже целый месяц не было дано ответа от государства: какая будет цена газа для промышленности в феврале. И эта неопределенность, по словам генерального директора Енакиевского металлургического завода Игоря Корытько, наносит намного больший вред, чем могла бы нанести высокая, но и известная цена: «А что если мы неправильно работали в январе?»,— задавал вчера риторические вопросы гендиректор (меткомбинаты, напомним, обычно заключают контракты на месяц вперед).
Приемлемой г-н Корытько назвал цену в $100-105 за тыс. куб.м на предприятии, а если она поднимется до $160, по его словам, производство на многих предприятиях может стать убыточным. Но если меткомбинаты будут получать хоть какую-то дельту прибыли, очевидно, что их собственники будут стараться увеличить объем производства. При этом в мире наблюдается стойкая тенденция к перепроизводству в металлургии, поскольку активно наращивает свои мощности Китай и вообще Азия. По подсчетам специалистов, в прошлом году перепроизводство составило в мире около 68 млн. т стали, а к 2008 г. избыточные мощности (разница между потенциальным производством и потреблением) достигнет 200 млн. т.
По мнению вице-президента «Индустриальной Группы» Виктора Пантелеенко, перепроизводства украинские металлурги могут не ощутить, если будут больше ориентироваться на выпуск более ответственных, а не рядовых марок стали: «Если Украина поставит себе такую задачу, то можно выплавлять меньше стали, но получать в итоге те же деньги», — отметил в комментарии «ЭИ» топ-менеджер.
А завотделом полезных ископаемых Института геологических наук НАНУ Леонид Галецкий уверенно заявил, что «металлургия просто обречена оставаться ведущей отраслью экономики в Украине. Разведанные запасы железорудного сырья составляют 32,2 млрд. т или примерно 16% мировых».
Несколько раз из уст выступающий звучало слово «преференции», в которых якобы нуждаются металлурги. На это эксперт ГИАЦ «Держзовнішінформ» Александр Сирик заметил, что нельзя говорить о преференциях для отдельно взятой отрасли. Это приведет, на его взгляд, к введению компенсационных пошлин в размере предоставленных преференций и закрытию внешних рынков. Представители меткомпаний, однако, в один голос заявили, что совсем другое имели в виду. По словам гендиректора ЕМЗ, на данном этапе для металлургов «главное, чтобы нам не мешали и просто обратили на нас внимание». «Парадоксально, но фактор госрегулирования оказался в числе возможных угроз для металлургической отрасли», — констатировал Игорь Корытько, заметив, что, учитывая роль металлургии для экономики страны, политика государства должна быть как минимум «союзнической». Пока, по мнению вице-президента «Индустриальной Группы» Александра Чалого, этого не происходит. В 2005-м году государственные органы не приняли ни одного решения в интересах металлургической отрасли, констатировал он. Спасение украинских металлургов, по мнению Чалого, в объединении для продвижения своих интересов на законодательном и прочих уровнях власти. Однако пока, как заметил г-н Чалый ,такого объединения нет. Иначе… «Кем мы станем? Придатком Миттала или Arcelor’a?», — риторически спросил представитель «Индустриальной Группы» у собравшихся на круглом столе представителей метпредприятий и экспертов.