Рынки

Восточная мудрость

Стабильность цены на газ зависит от того, сумеет ли Украина купить долю в «РосУкрЭнерго»

Вчера президент Туркменистана Сапармурат Ниязов переговорил в Москве  с президентом России Владимиром Путиным. И в России, и в Украине предполагали, что основной темой переговоров станет цена туркменского газа, которую Туркменбаши запросит  в следующем году.  Вчера же с Туркменбаши встречались и украинские газовые начальники.


 


Владимир Путин и Сапармурат Ниязов единодушно согласились с тем, что самой важной сферой российско-туркменского сотрудничества «является энергетика». По информации российских масс-медиа, хозяин Кремля  пообещал Туркменбаши усилить развитие «взаимоотношений в области разведки, добычи и транспортировки нефти и газа». Г-н Ниязов в свою очередь пообещал «сотрудничать с Россией в решении крупных энергетических проектов». Как «в совместных поставках газа», так и в «разработке месторождений». Для этого г-н Путин предложил г-ну Ниязову провести инвентаризацию договорно-правовой базы России и Туркменистана, чтобы «посмотреть, чего недостает, чтобы эффективно развивать наше сотрудничество», в частности, на Каспии.


Эксперты предполагали, что хозяин Кремля напрямую объяснит Туркменбаши суть договоренностей между «Нефтегазом» и «Газпромом» от 4 января, и постарается снять газовую напряженность. (А таковая была. Через несколько дней после подписания «газового мира» в СМИ появились сообщения о том, что Туркмения потребует с  «Газпрома» за газ не $65, как сейчас, а $80. Позже посольство Туркменистана в Москве назвало эту информацию ложной.). Вчера же с Туркменбаши в Москве общался и и.о. министра топлива и энергетики Украины Иван Плачков. По информации его пресс-секретаря Лилии Клочко, в ходе встречи обсуждались вопросы перспективы поставок туркменского газа в Украину, а также новые маршруты. Наверное, для этого в переговорах принимал участие и председатель правления НАК «Нефтегаз Украины» Алексей Ивченко.


На самом деле, по словам источника в «Нефтегазе», г-н Плачков поехал доказывать Туркменбаши обоснованность цифры $95, по которой «Рос­УкрЭнерго» с января продает Украине туркменский газ. Глава Минтопэнерго якобы доказывал, что больше $95 за 1 тыс. куб. м в качестве «входной» цены украинская экономика не выдержит. Для обоснования этого туркмены должны были видеть цены, по которым их газ продается украинской промышленности. (Источник в НАКе не исключает, что проекты новых цен для промышленности уже есть и в ближайшее время будут обнародованы. — Авт.) Это якобы проводилось с тем, чтобы  Туркменбаши, не дай Бог, не повысил для России цену на свой газ в этом году.


Напомним, с 2007-го и до 2028 г. включительно Туркменистан практически весь свой газ продал российскому «Газпрому». Правда, 25-летний договор между «Газпромом» и «Туркменнефтегазом» оговаривает лишь объемы поставок газа (более 70 млрд. куб. м, начиная с 2008 г.). Цена прописывается отдельно в ежегодных дополнениях.


Эксперты вчера не комментировали результаты встречи Путина и Ниязова, ссылаясь на скудость информации. В то же время они указывают на двойную игру лидера Туркменистана. В частности, неделю назад Иван Плачков подтвердил, что Туркменбаши на 2006 г. подписал два экспортных газовых договора на 2006 г.: с Россией — на 30 млрд. куб м, с Украиной — на 40 млрд. куб м. По словам экспертов, Туркменистан не мог выполнить два договора физически — у него не хватило бы ни газа, ни транзитных мощностей (В 2005 г. Туркменистан добыл 63 млрд. куб м).


От цены туркменского газа напрямую зависит стоимость газа для украинских предприятий. Подъем туркменами цены на их границе с $50 до $60 во втором полугодии означает удорожание газа для украинской промышленности тоже на  $10. Такое мнение разделяет директор энергетических программ центра им. А. Разумкова Владимир Сапрыкин.


Знатоки газовой кухни  предлагали рецепт  борьбы с ростом цен — покрытие разницы за счет экспорта газа. Теоретически,  разница могла бы нивелироваться и за счет доходов «РосУкрЭнерго». По неофициальным  оценкам, на поставках среднеазиатского газа в Украину в 2006 г. «РосУкрЭнерго» получит более $1 млрд. Плюс —  доходы от экспортных операций. Напомним, разговоры о покупке Украиной части этого СП продолжаются.

tamila