Рынки

Интеллектуальная уголовщина

Парламент ужесточил ответственность за «интеллектуальные» правонарушения. Пока — в первом чтении

Вчера ВР приняла в первом чтении законопроект, ужесточающий уголовную ответственность за нарушения в сфере интеллектуальной собственности. Лицензиаты в эффективности возможных нововведений сомневаются, поскольку механизма выполнения новых правил все равно нет.

Принятый за основу законопроект предполагает снижение порога уголовной ответственности c 26 тыс. грн. до 2,6 тыс. грн. по всем трем «интеллектуальным» статьям УК Украины: ст. 176 (о нарушении авторских и смежных прав), ст. 177 (о нарушении прав на изобретение, промобразец и т.д.) и ст. 229 (о незаконном использовании товарного знака).


На понижение порога по этим статьям МВДэшников (а инициатором изменений выступили они) вдохновили результаты ужесточения уголовной ответственности по ст. 203-1 УК.


Напомним (см. «ЭИ» № 193), что в июле ВР приняла закон, ужесточающий уголовную ответственность за производство и распространение «пиратских» CD (аудио/видеодиски и диски с ПО). Если в апреле 2005 г. «нарваться» на штраф от 17 тыс. грн. до 85 тыс. грн. или угодить за решетку на срок до двух лет можно было только причинив ущерб правообладателям на 435 тыс. грн., то после принятия изменений порог наступления уголовной ответственности понизился до 2,9 тыс. ущерба. «Если за 2003-2004 гг. ни одного дела по этой статье не было заведено, то за три месяца действия пониженного порога… было открыто порядка ста уголовок»,— расхваливал нововведение замначальника Главного управления госслужбы по борьбе с экономической преступностью МВД Украины Сергей Лебедь.


Правда, лицензиаты относятся к подобным заявлениям с осторожностью. Юрист компании Hunter Music Ukraine Валентин Шейко летнее нововведение назвал лишь «попыткой пресечения» пиратства. «Попытка, потому что нужен опыт и механизм для того, чтобы эта норма работала в полной мере»,— пояснил он.


К новым изменениям участники рынка тоже отнеслись скептически. «Тот факт, что Украина предпринимает планомерные усилия по борьбе с «пиратством», вселяет надежду, что ситуация все же будет стабильно улучшаться,— считает Ольга Крымова, директор по маркетингу «КМ Софт» (корпорация «Квазар-Микро»). — Однако ужесточение наказаний само по себе не сможет решить эту проблему». По ее мнению, необходимо принять комплекс мер, связанных с уменьшением спроса на нелицензионное ПО, и ограничить возможности сбыта пиратской продукции. Впрочем, скептиков среди правообладателей хватает. «Если в Киеве порядки более или менее навели, то в Донецке маркированные диски составляют в лучшем случае 40%. Причем настоящей лицензии из них не больше 5%, остальные — фальшивка, которую выдают за легальный товар»,— сетует коммерческий директор «Руссобит-М Украина» Ирина Журбенко.


PR-директор компании Moon Records Андрей Гулык также сомневается в действенности ужесточения уголовной ответственности. Дескать, законы принимаются для народа (мол, смотрите, с пиратством боремся), но не для госчиновников. «Я слышал о нескольких выявленных точках производства нелегального товара. Очевидно, были устранены «мелкие люди», которые не имеют покровителей или просто не делятся с нужными людьми». Президент антипиратской кино-видео ассоциации Константин Орлов соглашается, что ужесточение в корне не изменит ситуацию. «Дела заводятся, но я еще не слышал, чтобы по 203 статье хоть одно доведено до конца — к уголовной ответственности никого не привлекли».


Сергей Литвинов, юрист компании «Интерфильм» добавляет, что «было бы хорошо, чтобы этот порог отделили от социальной льготы, которая постоянно растет». «В результате на момент обращения в суд размер материального ущерба часто отличается от оценки убытка на момент рассмотрения дела,— посетовал он. — К тому же до сих пор нет пленума Верховного суда, который дал бы разъяснения, как просчитывать нанесенный ущерб. Сегодня одни учитывают авторское вознаграждение, другие — нет. Судьи запутываются, и дело затягивается на годы».

По данным последнего отчета IFPI (International Federation of Phonographic Industry — Международная федерация фонографической индустрии), в Украине в 2004 г. объем нелегального музыкального рынка составил 35 млн. носителей (или $42 млн.), из которых 69% — кассеты, 19% — CD, 12% — CD-R. По данным МВД Украины, за 2005 г. было возбуждено 483 уголовных дела, из них 192 направлено в суд. Изъято более 1 млн. образцов контрафактной аудиовизуальной продукции на сумму более 15 млн. грн. Из них 194 тыс. видеокассет, 69 тыс. аудиокассет и 849 тыс. компакт-дисков.

tamila