Рынки

Тепло сердец

Владимир Шандра оценивает затраты на энергосберегающие технологии в 35-40 млрд. грн.

Готовясь к грядущему повышению цен на газ, химики предлагают законодательно разрешить им работать по давальческим схемам, коксохимики — отнести коксовый газ к альтернативным источникам и дать налоговые льготы тем, кто его использует. Металлурги традиционно просят разрешить им относить расходы на модернизацию к валовым затратам, а Минпромполитики обещает разработать программу энергосбережения в промышленности.

По данным, обнародованным на коллегии Минпромполитики 27 декабря, энергетическая зависимость Украины от импорт­ных ресурсов в 2000-2004 гг. составляла 60,7% (на том же уровне, что у Франции, Германии и Австрии). Однако природный газ в структуре энергопотребления отечественной промышленности занимает 41%, в то время как за рубежом обычно не превышает 20%. Удельные затраты энергии на единицу ВВП составляют 0,89 кг условного топлива, что в 2,6 раза выше энергоемкости ВВП развитых стран.


Промышленность нашей страны потребляет свыше 19 млрд. куб. м в год, из них 9 млрд. куб. м — металлургия, 8,5 млрд. куб. м — химпром. 40% в себестоимости продукции металлургии и химии занимает газ. Неудивительно, что металлурги и химики проявляют нешуточное беспокойство, и ищут возможности для экономии.


Первое, чем решено пожертвовать — мартеновским способом выплавки стали. По данным специалистов, озвученным на коллегии, отказ от мартеновских печей ежегодно позволит экономить 3 млрд. куб  м газа. Правда, вряд ли это будет легко сделать в одночасье, поскольку 50% стали в Украине производится именно мартеновским способом. Только 30% выплавляется с помощью технологии непрерывного розлива (для сравнения: в России — 60%, в промышленно развитых странах мира 96-97%). Деньги на переоснащение также потребуются немалые (см. «ЭИ» № 301).


«За 14 лет независимости Украина так и не смогла слезть с газовой иглы», — констатировал и.о. директора департамента металлургической промышленности Владимир Грановский. А руководители предприятий уверяли, что только рыночные цены заставят энергоемкие отрасли всерьез задуматься над экономией ресурсов. Если в Европе в обновление основных фондов на 1 т металла вкладывается $40, то в Украине — всего $18-20.


Нельзя сказать, что ничего не делалось. В 2005 г. металлурги, по их словам, «плавно переходили» на технологию пылеугольного вдувания, на непрерывный розлив стали. В качестве положительного примера на мероприятии был назван Донецкий метзавод, который внедрил пылеугольную технологию и непрерывный розлив стали.


В химии переоснащение позволит сэкономить 30% потребления газа. Генеральный директор объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт, уверял, что в нынешних условиях очень привлекательно использование коксового газа. (Но, к примеру, металлургам выгодно его использовать только в том случае, если цена природного раза поднимется выше $220/тыс. куб. м. — Ред.). Чтобы активно использовать коксовый газ, нужно законодательно оформить работу с ним как с альтернативным источником энергии, с соответствующими льготами, — предложил г-н Старовойт. Химики также думают, что на первых порах можно использовать схему работы на давальческом сырье, что тоже возможно только при соответствующих изменениях законодательства.


«Есть поручения Кабмина по созданию эффективной программы перехода на энергосберегающие технологии, и нам понятно, куда идти, — сообщил министр Владимир Шандра. Но в эффект от энергосбережения он верит меньше, чем в способности переговорщиков по газу. — Нам хотелось бы, чтобы переходной период был как можно дольше, и, думаю, правительство приложит для этого все усилия».


Чтобы побудить предприятия, не дожидаясь грома, начать креститься уже сейчас, министерство намерено инициировать принятие нормы, относящей расходы на переоснащение и энергосбережение к валовым затратам.


В течение месяца Минпромполитики должно разработать программу энергосбережения в промышленности. Г-н Шандра предполагает, что эта программа будет действовать в течение 3-4 лет. По его оценкам, на энергосберегающие технологии потребуется от 35 до 40 млрд. грн. «Рентабельность металлургии была в последнее время супервысокой, и химии также», — заявил министр, предположив, что раз так, на предприятиях деньги есть. Однако помочь производителям чиновники не отказываются. «Мы последовательно выступаем за то, чтобы средства на переоснащение и энергосбережение относились к валовым затратам», — завил г-н Шандра.

tamila