Рынки

Мартен на дровах

Металлурги готовы перейти с газа на альтернативные источники энергии. Но не сразу

По данным Минпромполитики, промышленность Украины ежегодно потребляет 35 млрд. куб. м природного газа. Из них 7,6 млрд. приходится на металлургическое производство. Если газ будет стоить столько, сколько хотят за него россияне, убытки металлургов составят от
7 млрд. грн. до 10 млрд. грн. На модернизацию производства понадобится 4-5 лет.

«Металлопроизводители долгое время придерживались стратегии минимальных цен, и в нынешней ситуации риски потери конкурентоспособности достаточно велики, — считает начальник информационно-аналитического отдела ЗАО «Альтера Финанс» Ирина Каранда. По расчетам и.о. зам­министра промышленной политики Владимира Грановского, если природный газ будет стоить $160/тыс. куб. м, потери украинских металлургов составят около 7 млрд. грн. (при цене $230/тыс. куб. м, потери превысят 10 млрд. грн. — Ред.)


«Если цена природного газа будет выше $160/тыс. куб. м, тогда экономически выгоднее увеличить расход кокса, — считает генеральный директор Ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт. — Мы предлагаем установить кооперационные связи, чтобы коксовый газ направлялся на метпроизводство, а доменный — на коксовое…».


В Ассоциации уверяют, что украинские коксохимики готовы дополнительно дать 3,5 млн. т кокса в год, а также увеличить выпуск коксового газа. Таким образом, они готовы компенсировать металлургам потерю 2,5 млрд. куб. м и уверяют, что для подачи коксового газа на метпредприятия, изобретать практически ничего не нужно. «Эти технологии успешно действовали в прошлые годы, когда сотрудничали «Запорожсталь» и «Запорожкокс», ДМЗ им. Петровского и «Днепрококс», ДМК им. Дзержинского с Днепродзержинским КХЗ и «Баглейкоксом» и так далее, — резюмировал г-н Старовойт. С ним согласны и в Минпромполитики.


Однако металлурги думают иначе. По мнению генерального директора Мариупольского меткомбината «Азовсталь» Алексея Белого, затраты на коксовый газ и на природный, при стоимости последнего в $160/тыс. куб. м, сопоставимы. Поэтому, даже несмотря на то, что потери «Азовстали» при такой цене составят $90 млн. в год, переход на коксовый газ нецелесообразен. Он будет выгоден метпредприятиям только при цене газа $220/тыс. куб. м. Но в этом случае комбинатам придется провести дорогостоящую реконструкцию производства.


«Реконструкция каждой доменной печи под технологию продувки угольной пылью обойдется в $50-70 млн., — утверждает г-н Белый. — Кроме того, необходимо останавливать производство, что может привести к потере рынков сбыта. А возросший спрос на кокс вызовет соответствующее повышение цен на это сырье…».


«Азовсталь» теоретически планирует использовать коксовый и доменный газ в рельсобалочном и сортопрокатном производстве, а также совместно с «Маркохимом» постепенно перевести ТЭЦ на коксовый газ. Но эти программы рассчитаны на долгосрочную перспективу.


«У металлургов 40% потребляемого газа расходуется в доменном производстве, — пояснил г-н Грановский. — Поэтому в первую очередь необходимо снижать использование газа в доменном процессе».


Полностью отказаться от природного газа можно при использовании в домнах пылеугольного топлива. Вторым стратегическим шагом мог бы стать отказ от производства стали в мартеновских печах и переход на непрерывную разливку стали.


«47% стали в Украине производится мартеновским способом с использованием больших объемов природного газа», — рассказал первый заместитель генерального директора ПХО «Металлургпром» Виктор Лесовой. По его мнению, в первую очередь нужно выводить из эксплуатации мартеновский передел. Это уже делается. К примеру, Алчевский меткомбинат строит слябовые установки и переходит на конвертерное производство, меткомбинат им. Ильича намерен осуществить такой переход в 2006-2007 гг., комбинаты «Азовсталь» и «Запорожсталь» также заявили о желании постепенно отказаться от мартеновского производства


В Минпромполитики считают, что в результате модернизации доменного и мартеновского производств удастся сэкономить 5 млрд. куб. м газа. На предприятиях чиновничьего оптимизма не разделяют.


«Сейчас металлурги активно внедряют энергосберегающие технологии и рассматривают возможность перехода на альтернативные источники энергоресурсов — коксовый газ и продувку угольной пылью, — заявил гендиректор «Азовстали» г-н Белый. — Однако ни в краткосрочной, ни даже в среднесрочной перспективе нивелировать негативный эффект повышения цен на газ не удастся».


«Сегодня мы катаем «транзитной прокаткой» (технология проката слябов с одним разогревом. — Ред.) и экономим 25/тыс. куб. м газа ежечасно, — сообщил почетный председатель правления Мариупольского меткомбината им. Ильича Владимир Бойко. — Идет отработка и согласование проектов по пылеугольному вдуванию, чтобы высвободить еще 70 тыс. куб. м газа, которые сегодня уходят на доменные печи. У нас работают мартены, потребляющие газ и мазут. Через 3-4 года вместо них будет конверторное производство, которое не потребляет ни грамма газа. Мы знаем, что нужно делать, и делаем, но на это нужно время и деньги…».


Предположительно, на соответствующую модернизацию производства метпредприятиям необходимо 4-5 лет. И многомиллиардное финансирование.


«Мы не отказываемся от модернизации, — вздыхает Владимир Бойко. — Будем брать кредиты и внедрять энергосберегающие технологии. Сегодня наша команда в Китае изучает реконструкцию мартеновских печей на конверторах, ведем переговоры. Проекты готовятся, и уже контракты на стадии подписания. А что касается помощи? Все говорят, что мы покупаем газ по $50. Но мы сегодня газ у Торгового дома НАК «Нефтегаз Украины» покупаем по $76,6 без НДС. Плюс транспортировка».

tamila