Рынки

Прорыв «оборонки»

Экспортеры вооружений и военной техники хотят выходить на внешние рынки, минуя армию чиновников

Вчера состоялся «круглый стол» «Национальная система военно-технического сотрудничества Украины с иностранными государствами: пути усовершенствования в новых условиях», организованный экспертами Центра исследования армии, конверсии и разоружения. Главная мысль, высказанная участниками,— Украина теряет рынки сбыта из-за коррумпированности и непрофессионализма разрешительных органов.




Большинство проблем производителей вооружений и военной техники (ВВТ) до последнего времени оставались необоснованно засекреченными. Но от этого они не стали менее болезненными как для производителей и экспортеров, так и для финансистов, которые их кредитуют. Олег Приходько, начальник отдела ВАБанка по сопровождению бизнес-проектов в оборонно-промышленном комплексе заявил: «К сожалению, никаких радикальных шагов в сфере ОПК не было сделано. У нас сокращается научная база, ликвидируются предприятия ОПК, теряется кооперация, сложившаяся годами. Разрушаются внешние связи оборонных предприятий. У нас финансовые потоки не вливаются в оборонно-промышленный комплекс, а уходят оттуда. Наш ОПК ориентирован в прошлое». Кроме общеизвестных проблем — отсутствия государственной стратегии развития отрасли, госзаказа, неразвитости внутреннего рынка — в ходе обсуждения прозвучали и весьма специфические.


Судя по высказываниям выступавших, одна из главных причин потери Украиной рынков сбыта — коррупция в органах власти. Статус спецэкспортера не освобождает производителя ВВТ от необходимости собирать массу необходимых для заключения контракта разрешений. Этот процесс сопровождается со стороны чиновников требованиями увеличения суммы контракта и бюрократическими проволочками. В результате длительных разрешительных процедур покупателя перехватывают продавцы из других стран. Василий Ващенко, вице-президент Украинской академии наук, пожаловался: «Мы занимаемся разработкой технологий. Очень трудно получить разрешение на право их продажи. Вот за этим столом я сидел с президентом фирмы «Шмайсер». Через некоторое время мне звонят из СБУ и говорят: а вы получили разрешение с этим фашистом встречаться? Я говорю: нет, не получил и получать не буду. Потому что все эти разрешения сведут всю работу на нет».


Как заявил «ЭИ» Дмитрий Кива, и.о. генерального конструктора АНТК им. Антонова, «привилегия спецэкспортера — только самостоятельное подписание контракта, минуя «Укрспецэкспорт». Но до этого мы должны получить тьму разрешений. Нам нужно получить сначала разрешение на проведение переговоров с покупателем, затем разрешение на подписание контракта. А сумму контракта (цену продукции) я должен поехать согласовать с «Укрспецэкспортом»… Это длится месяцами. Кроме того, «Укрспецэкспорт» часто для нас — конкурент. Иногда они мне говорят: я соглашусь на контракт, но заплати мне проценты. Считаю, что необходимо все посреднические структуры ликвидировать и оставить один госорган, который будет выдавать лицензии. Так делается во всем цивилизованном мире».


Участниками «круглого стола» высказывались и мнения, что украинские производители ВВТ скоро могут просто погибнуть под давлением управленческого аппарата.


С точки зрения большинства выступавших, перестройка ОПК должна осуществляться стремительно и обеспечиваться финансами в полном объеме (украинский бюджет финансировать подобные проекты пока явно не готов.— Ред.). При этом обязательно должны учитываться новые мировые тенденции в развитии ВВТ, считают эксперты. Например, «отмирание» тяжелых танков и бурное развитие роботизированной техники.

tamila