Судьба Аграрного фонда, Госкомрезерва и госзакупок будет зависеть от расстановки сил в новом правительстве
На прошлой неделе Госкомрезерв в ответ на обвинения Минагрополитики в срыве закупок зерна организовал «выездные оправдания» на элеваторе в Кировоградской области. Оправдания вышли вялыми, а в МинАП по-прежнему уверены, что план закупок выполнен не будет. На самом деле обвинения — продолжение старого скандала вокруг дублирования функций Агрофонда, подчиненного Минагрополитики и Госкомрезерва, которым последнее время активно «рулило» Минэкономики.
Первым разъяснительную работу перед поездкой провел и.о. председателя Госкомрезерва Роман Головин: «Беспочвенно говорить о приостановке закупки зерна и пополнений фонда госрезерва только за счет старых контрактов. У нас действительно заблокированы счета, но это никак не влияет на процесс заключения новых договоров». И.о. председателя с готовностью поддержал руководитель департамента по материальному резерву Госкомрезерва Евгений Осадчий: «По состоянию на 21 сентября заложено 298,5 тыс. т. Есть все основания считать, что мы выполним поставленные перед нами задачи по закладке зерна в госрезерв в объеме 1 млн. т к ноябрю». Г-н Осадчий привел в пример Кировоградский комбинат хлебопродуктов №2 (на который и привезли журналистов), элеватор которого на 85% уже загружен государственным зерном. На ехидные вопросы журналистов, зачем нужно было везти их именно в Кировоградскую область, организаторы ответа не дали. Ситуация несколько прояснилась, когда пришло время выступления директора комбината Алексея Яновского. Последний о сотрудничестве с Госкомрезервом говорил, буквально лучась оптимизмом: «Несмотря на низкую оплату за хранение государственного зерна — 2,5 грн. за т в месяц (при себестоимости хранения на данном предприятии в 5,9 грн.), мы стараемся уменьшить процент зерна, взятого на давальческое хранение (т.е. по нормальным расценкам у коммерческих структур. — Ред.)». Почему на комбинате стараются избавляться от зерна коммерсантов, хранение которого как раз позволяет компенсировать убытки от хранения госзерна, г-н Яновский пояснить не смог. Зато с радостью поддержал предложение Евгения Осадчего, заявившего, что «Госкомрезервом предложено правительству увеличить стоимость хранения зерна до 6 грн. за тонну. Кстати, организаторы несколько раз напоминали, что долгов перед аграриями у ведомства нет. «Оплата происходит в течение трех-пяти дней после предоставления необходимого пакета документов»,— объяснил г-н Осадчий, посетовав, впрочем, что закупку у производителей тормозит сложная процедура оформления товара (до 17 различных документов от акта на владение землей до заключения лаборатории про класс зерна). Тем не менее долги у Госкомрезерва имеются. К примеру долг в 107 млн. грн. собственникам хранилищ.
По возвращении в Киев мы обратились за комментарием в Минагрополитики. Начальник департамента формирования и функционирования аграрного рынка Анатолий Розгон подтвердил, что темпы закладки зерна в резерв действительно возрастают, но только за счет контрактов, заключенных ранее: «По нашим данным, как было их (контрактов. — Авт.) месяц назад на 447 тыс. т зерна, так и осталось». Загрузку элеваторов госпшеницей на 85% он объяснил большими остатками зерна урожаев прошедших лет: «Объемы хранилищ Госкомрезерва позволяют принять чуть более 2 млн. т пшеницы. На начало уборочной кампании в закромах оставалось 1,5 млн. т вовремя нереализованного зерна».
Кстати, г-н Розгон не скрывал, что основная причина конфронтации министерства и резерва — дублирование функций подчиненного напрямую Кабмину Госкомрезерва и Аграрного фонда, который находится в ведении Минагрополитики. По убеждению начальника департамента, Госкомрезерв не должен заниматься интервенциями на внутреннем рынке. Его задача — создание именно резерва. А функции регулятора внутреннего рынка зерна должен выполнять новоиспеченный Аграрный фонд. Впрочем, окончательная расстановка сил на рынке госзакупок и госинтервенций будет зависеть от того, продолжит ли Министерство экономики, возглавленное Арсением Яценюком, по-прежнему «держаться» за Госкомрезерв (как это было при Сергее Терехине), будет ли восстановлена должность аграрного вице-премьера (которую могут занять Леонид Козаченко или Иван Томич) и, наконец, от того, кого поддержит нынешний премьер Юрий Ехануров.
Госкомрезерв согласно ЗУ «О государственном материальном резерве» от 24 января 1997 г. напрямую подчиняется Кабмину и производит закладку продовольственного зерна, цены на которое устанавливает правительство. В 2005 г. по распоряжению КМУ № 295-р от 29.07.05 поручено закупить 1 млн. т зерна. По состоянию на 23 сентября заложено 303,2 тыс. т. На создании резервом «запаса в 1 млн. т. зерна» в 2004 г. настаивал тогдашний министр финансов Николай Азаров. Позднее, зимой 2004-го, интересы резерва лоббировал министр экономики Сергей Терехин, чье министерство курировало создание и управление резервами зерна и нефти в январе-сентябре 2005 г.
Аграрный фонд был создан постановлением правительства №543 от 6 июля 2005 г. и относится к сфере управления Минагрополитики. Правительство поручило Аграрному фонду закупить 1 млн. т зерна урожая 2005 года. По данным Минагрополитики, фонд по состоянию на 22 сентября закупил 508,2 тыс. т зерна.