Рынки

«Не дать цене упасть сегодня и взлететь завтра»

Гендиректор ГП «Укррезерв» Сергей Пашинский считает практику сахарных интервенций удачной.
Но признается, что на ее продолжение денег нет

Летом этого года цены на сахар резко взлетели, а потом почти столь же резко снизились до привычных 3,2-3,3 грн./кг. Гендиректор «Укррезерва» считает, что всплеск удалось обуздать за счет выброса на рынок дешевого товара, произведенного из привозного сырца. Он отметает обвинения политиков в развале отрасли: дескать, такими объемами вред своему производителю нанести невозможно. Впрочем, в госбюджетах на этот и следующий годы соответствующих статей нет, а дадут ли ГП закупать сахар за счет заработанного летом, дабы не допустить обвала цен осенью, — неизвестно.

— Еще в начале девяностых годов наша страна поставляла сахар всем республикам бывшего СССР. Сегодня же мы вынуждены импортировать тростниковый сырец, чтобы сбить цены на внутреннем рынке. В чем причина?


 


— В СССР Украина вырабатывала более 4 млн. т сахара и была сахарным центром всей советской империи. Из кубинского сахара-сырца у нас производили около 1 млн. т. Специально для переработки этого сырья были построены заводы в Одесской области. После распада СССР были потеряны рынки сбыта нашей продукции. В результате объемы производства сахарной свеклы резко снизились. Параллельно, якобы для поддержки производства сахарной свеклы, аграрное лобби в Верховной Раде и правительстве начало инициировать законопроекты, которые запрещали ввоз сахара-сырца. В результате мы не только не нарастили производство сырья, но еще и потеряли среднеазиатские рынки: у нас просто не было необходимых объемов для поставок в эти страны. К концу девяностых Украина уже опустилась до объемов производства сахара, которые сама и потребляла.

Более того, начиная с 2000 г. для удовлетворения пикового спроса летом ежегодно ввозилось от 200 до 400 тыс. т сахара-сырца путем принятия парламентом специальных законов. Ирония судьбы в том, что люди, которые сейчас больше всего критикуют правительство за ввоз сахара, все эти годы регулярно за такие законы голосовали.


 


— Однако сегодня в Украине многие говорят, что сахара у нас достаточно и импорт нам ни в коем случае не нужен. Мол, он может разрушить отечественное производство сахара. Разве это не так?

— Согласно данным Госкомстата, мы вырабатываем 1,8 млн. т в год. Считается также, что мы должны потреблять 1,8 млн. т. Но кто скажет, сколько сахара идет на самогоноварение? Госкомстат или МВД? Причем у нас около 600 тыс. т приходится на «натуроплату», т.е. за сырье заводы рассчитываются готовым сахаром с сельхозпроизводителями. Куда он уходит с рынка — непонятно.

Раньше ежегодно ввозилось порядка 350 тыс. т сахара-сырца, и все к этому нормально относились. (В процессе переработки сырца в белый сахар «уходит» примерно 3% массы. Т.е. ранее на рынке Украины ежегодно продавалось примерно 340 тыс. т импортного сахара. — Авт.). Этим летом, когда цены за килограмм сахара поднялись до 6 грн., правительство завезло через предприятия Госкомрезерва сахара-сырца в объеме 110 тыс. т. Полученный из него белый сахар продавался населению. Изначально было решено, что реализация этого сахара потребителю прекратится сразу же после начала сезона переработки свеклы в Украине. Несмотря на это, нас пытаются обвинить, что мы уничтожаем отрасль. Каким образом? Ввезенного летом сахара достаточно для товарной интервенции, но что-то разрушить или создать с помощью таких мизерных объемов нельзя. Было продано примерно 107 тыс. т белого сахара. Это, я подчеркиваю, 6% всего валового производства. Если кто-то заявляет, что выбросив на рынок 6% товара мы можем уничтожить отрасль, то этот человек либо провокатор, либо не разбирается в сути вопроса.


 


И все же, какова по вашим оценкам ситуация на рынке сахара?

— Стабильная. Заводы Украины — примерно 100 из 190 — начали переработку свеклы. Это те предприятия, которые выжили и реально обеспечивают страну сахаром. Причем сезон только начался. По моим прогнозам, будет произведено сахара не больше, чем потребляет наша страна. Как это, впрочем, было и в прошлые годы.

Мы («Укррезерв». — Авт.) до 10 сентября, как и обещали, закончили интервенции на рынке. Мы абсолютно точно, в полном объеме, выполнили свои обязательства перед товаропроизводителями, перед правительством, Госкомрезервом.


 


— Если ваша деятельность закончена, то как быть с сезонными пиками? Ведь буквально с декабря у нас всегда начинается предновогоднее подорожание.

— Нас действительно волнует вопрос так называемых сезонных ценовых пиков. Мы планировали и далее проводить сезонные интервенции. Но это значит не только выбрасывать дешевый сахар на рынок, но и, скупая дешевый сахар нового урожая, не дать цене упасть сегодня и взлететь завтра. Государственные интервенции — это программа, цель которой не только снизить рыночную стоимость продукта, но и удержать цены в приемлемых рамках, чтобы поддержать товаропроизводителя, дать ему возможность рентабельно работать. Кабинет министров Украины через систему «Укррезерва» планировал купить от 200 до 300 тыс. т сахара нового урожая, что дало бы возможность удержать цены, создать особый фонд, с помощью которого мы могли бы регулировать ценообразование. Уже есть информация, что оптовая цена быстро падает и составляет примерно 2,6 грн. за кг. Как раз время делать запасы.


 


— За счет каких средств будут делаться закупки? Ведь в бюджете статьи расходов на это не предусмотрены?

— Насколько мне известно, в бюджетах 2005-го и 2006 г. для этого действительно денег не предусматривается. Но я хочу обратить внимание, что Украина получила от нашей деятельности определенные доходы, и они были перечислены на счета государственного казначейства. Это больше 100 млн. грн. То есть общий баланс средств позволяет говорить, что мы могли бы создать такой фонд для проведения сезонных интервенций. Исходя из нашего опыта, для того чтобы удерживать ситуацию, нужно, чтобы Госкомрезерв имел не менее 180 тыс. т — 10% всего объема производимого в Украине сахара. Я уже сейчас с полной ответственностью могу сказать, что контролировать ситуацию на рынке возможно независимо от сезонности, просто располагая этими 180 тыс. т. Мы тогда будем готовы к любым экономическим катаклизмам и правительственным пертурбациям.


 


— Получается, сейчас у государства нет интереса продолжать регулирование рынка с помощью интервенций? Цена на сахар падает, а его никто не покупает?

— Есть люди, у которых есть средства. Сейчас они его скупят, а летом 2006 г. поднимут цены, как это было в июле этого года. В начале сентября ГП «Укррезерв» получило распоряжение от Кабинета министров Украины начать скупку подешевевшего сахара нового урожая. Мы должны были скупить до 250 тыс. т. Но в связи с последними политическими изменениями непонятно, будет ли реализовываться этот план. Сейчас мне сложно комментировать эту ситуацию.


 


— СМИ неоднократно писали, что Юлия Тимошенко и Сергей Терехин ответственны за сахарный кризис, а то и причастны к его созданию. В последнее время появились и опровержения (в частности, телеканал «НТН» опроверг свое недавнее сообщение о подобных высказываниях Александра Мороза). Как Вы относитесь к подобным заявлениям?

— Я очень рад, что это сообщение опровергнуто. Но подобные заявления от соратников Александра Александровича мы неоднократно слышали. Например, депутату Николаю Мельнику (СПУ. — Ред.) я лично предоставил все цифры. Он их пересчитал и сказал, что у него вопросов нет.

ГП «Укррезерв» продавало сахар по 2,8 тыс. грн. за т, когда другие выставляли его более чем по 5 тыс. грн. за т. Только с появлением столь дешевого товара на рынке удалось снизить розничные цены до привычных 3,2-3,3 грн. за кг. Ни одной коммерческой структуры в этой схеме не было. Фактические доходы, я подчеркиваю, не балансовые, а фактические, получила только одна организация — Государственный комитет материального резерва. Повторюсь, более 100 млн. грн. были перечислены на счета Государственного казначейства. Эти цифры знает и Минэкономики, уже знает и МВД, но почему-то политики позволяют себе бросаться подобными заявлениями. Когда мы продавали сахар по 2,8, контроль был не то что еженедельный, а ежеминутный.


 


 


Персона


 


Сергей Пашинский родился 14 октября 1966 г. в Ривненской области. В 1991 г. закончил Киевский государственный педагогический институт им. А.М. Горького. Специальность: историк-обществовед. Работал в коммерческих структурах.  С 1999-го  по 2000 г. — заместитель главы правления ОАО «Сберегательный банк Украины». 17 августа 2005 г. назначен генеральным директором Государственного предприятия «Укррезерв» Государственного комитета Украины по государственному материальному резерву.


 

tamila