Рынки

ДеКОДанс

Сторонники программного обеспечения с открытым кодом требуют принятия специального закона

12 сентября состоялся очередной «интеллектуальный» «круглый стол». В преддверии парламентских слушаний по вопросам информатизации украинского общества, которые намечены на 21 сентября, приверженцы программного обеспечения с открытым кодом (так называемое свободное или открытое ПО) решили поговорить о светлых перспективах его развития в Украине и подкинуть результаты своего обсуждения депутатам. Главным «пожеланием» собравшихся стала разработка закона, регулирующего использование свободного ПО.




Напомним, что речь идет о программах, распространяемых без каких-либо ограничений вместе с исходными текстами, без защиты от копирования, обязательной оплаты лицензии на использование и т.п. (например, Linux). Уже не первый год разработчики «обычного» программного обеспечения (такие, как Microsoft) пытаются оспорить преимущества «открытого» продукта.



«В украинской законодательной базе нет даже элементарных терминов, — возмущался глава общественной группы по поддержке законопроекта об открытых формах интеллектуальной собственности OSL SIG Юрий Радченко. — В результате при проверках на свободное ПО требуют наличие контрольных марок, подтверждающих легальность продукта. Или «просят» платить вознаграждение автору. Однако это относится к закрытым видам интеллектуальной собственности. Поэтому законопроект, четко регулирующий использование программного обеспечения с открытым кодом, просто необходим». Кабмин считает иначе. Об этом свидетельствует официальное заключение, подготовленное Министерством образования и науки Украины, которое 5 июля подписал теперь уже экс-вице-премьер-министр Николай Томенко. Правительство считает, что попытки использовать открытые ПО нарушает международный договор о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности — так называемое соглашение TRIPs. Но как пояснил секретарь аналитического и технического отдела обеспечения работы вице-президента ПАСЕ Максим Кузьменко, или TRIPs нарушают все страны мира, начиная от Минобороны США и заканчивая Министерством культуры Франции, или использование свободного ПО никак не противоречит вышеуказанному соглашению. «Авторские права можно разделить на имущественные (право автора эксклюзивно извлекать выгоду из созданного произведения) и неимущественные (право считать себя автором), — говорится в отчете OSL SIG. — На сегодняшний день в международном праве зафиксировано только «проприетарное» (т.е. имущественное. — Авт.) понимание интеллектуальной собственности. Это значит, что данный (свободный. — Авт.) тип интеллектуальной собственности находится за пределами действия норм TRIPs. Поэтому требование TRIPs ни в коей мере не ограничивает развитие государствами, подписавшими это соглашение, свободных типов интеллектуальной собственности».



По мнению заседавших «интеллектуалов», активное использование открытого ПО не только поможет в борьбе с массовым пиратством, но и позволит уменьшить завышенные, по их мнению, затраты на «начинку» компьютера. Например, как сообщил технический директор компании «Графит Медиа» Андрей Зинченко, самому бедному району Испании — Эстремадуры — удалось сэкономить EUR 300 млн. за счет того, что региональное правительство в 670 школах разрешило установить открытые программы Linux. Украина пока отдает предпочтение «обычному» программному обеспечению. Как мы уже писали (см. «ЭИ» №182), в конце мая этого года Кабмин подписал договор с компанией Microsoft Украина о легализации ПО в госорганах со скидкой в 60% — одному только Минобразования в этом году придется раскошелиться на 17 млн. грн.



По данным OSL SIG, открытое наполнение компьютера обходится в среднем в пять раз дешевле аналогичного закрытого (это если не использовать пиратские копии ПО. — Ред.). Понятное дело, производители «обычного» ПО оспаривают это утверждение. Например, по мнению гендиректора Microsoft Украина Валерия Лановенко, мнение о дешевизне открытых программ ошибочно (см. «ЭИ» №176): «Разработчики программ с открытым кодом позиционируют свой продукт как бесплатный, но в то же время ты должен платить за поддержку обслуживания. Исследования IDC показывают, что стоимость владения Linux системой превышает стоимость владения аналогичной системой на платформе Microsoft». Сторонники открытого программного обеспечения не удивляются такой позиции своих оппонентов. «Ряд грандов мирового рынка ПО застолбили, оформили как закрытую интеллектуальную собственность большой процент продукции, — отметил директор Института прикладной информатики Анатолий Стогний. — Причем не по причине требований производственных технологий, а по причинам маркетинговым, рыночным, так как подобный подход обеспечивает не 12–30% прибыли, как в производстве аппаратного обеспечения, а сотни процентов. А если производителю удается удерживать монопольное положение, этот процент увеличивается». В конечном счете, по мнению г-на Стогния, такая монопольная практика тормозит всю отрасль производства программ. Но многие страны «догадываются» инвестировать значительные средства в разработку и использование открытого ПО. Например, ЕС выделяет своим странам-участницам на эти цели EUR 25 млн. ежегодно.


tamila