Украинским компаниям не хватает профессиональных руководителей. Приходится принимать на работу
и «красных генералов», и юнцов, чтобы совместить практические и академические знания
Компания Ward Howell International провела исследование украинского рынка топ-менеджеров. 88,9% опрошенных компаний заявили, что ощущают острый недостаток топ-менеджеров, а 70% хотят видеть «у руля» иностранных топов. Ученые для решения этой проблемы предлагают «дать дорогу молодым».
Управляющий партнер Ward Howell International в Украине (кадровое консультирование, поиск и подбор топ-менеджеров) Алексей Зволинский утверждает, что многие решают проблему недостатка квалифицированных топов, переманивая их у иностранных компаний. Но на рынке «иностранцев» всего 4%, и решить проблему таким образом удается далеко не всем желающим. Поэтому, уверяет г-н Зволинский, сейчас крупные отечественные компании предпочитают все-таки топов-славян, но поучившихся за рубежом. Представитель одной международной корпорации рассказал «ЭИ», что их компания также отдает предпочтение руководителям, получившим базовое образование в Украине, а потом подучившимся за границей.
Г-на Зволинского удивляет, что важность наличия у менеджера модного нынче МВА (Master of Business Administration) отметили менее трети опрошенных.
Собственники и руководители крупных компаний, с которыми общался корреспондент «ЭИ», настаивали на том, что хорошему топу в первую очередь необходим практический опыт управления. Президент группы компаний MTI (дистрибутор и дилер многих мировых IT-производителей) Владимир Цой не доверяет бизнес-школам. По его мнению, они проповедуют научный подход к решению проблем, не основанный на практике. «Нам нужен и важен в первую очередь практический опыт»,— отрезал г-н Цой. Генеральный директор «Атлантик груп» (инвестиционный холдинг) Сергей Старицкий также уверяет, что у менеджера должно быть меньше энциклопедических знаний, а больше «практики и проблемной ориентированности». Вице-президент по развитию корпорации «Богдан» Василий Каплун уверен, что проблема не в менеджерах, а в чрезмерном контроле их работы со стороны собственников. Владельцы компаний, мол, некритичны к себе и не учатся на своих ошибках, а у топов часто не хватает полномочий для решения каких-то вопросов.
«Раньше компании работали без стратегии, сейчас это невозможно, поэтому руководитель должен быть в первую очередь стратегом»,— уверен гендиректор корпорации «Квазар-Микро» Богдан Купич. Он рассказал, что его компания сама растит руководителей, организовав для них клуб Топ60, где они могут раз в месяц собираться и обсуждать различные вопросы.
Руководитель еще одного предприятия уверен, что компании скептически относятся к обучению персонала в бизнес-школах из-за высокой стоимости учебы (16-18 месяцев обучения в Киево-Могилянской бизнес-школе по программе Executive MBA стоят $12,75 тыс.— Авт.), а обучение при компаниях организовывать не хотят, так как это может обойтись предприятию еще дороже. Декан Киево-Могилянской бизнес-школы Павел Шеремета поведал, что свой корпоративный университет есть пока только у ПриватБанка (ПриватУниверситет создан в декабре 2003 г.— Авт.).
По словам декана ПриватУниверситета Марии Безлипкиной, основные задачи корпоративного университета — мотивация сотрудников к соблюдению корпоративных принципов и сохранение корпоративной культуры. «Подобные задачи можно решать только силами внутреннего учебного центра, обучение 25 тыс. человек на разных факультетах не вписывается в рамки одной корпоративной обучающей программы»,— полагает она. Декан также уточнила, что участники обучающих программ оплачивают 10% их стоимости самостоятельно (сколько именно стоит обучение в корпоративном университете, сотрудники «Привата» сообщить отказались, сославшись на конфиденциальность данной информации.— Авт.).
Вице-президент «Богдана» г-н Каплун полагает, что еще одной важной проблемой является нехватка топов среднего возраста. Мол, нет никого между 24 и 57 годами. «Приходится принимать на работу и «красных генералов», и юнцов, чтобы совместить практические и академические знания»,— сетует он. В противоположность ему г-н Шеремета уверен, что руководителей в возрасте 30+ — масса, просто они зачастую менее «раскручены». По данным КМБШ, средний возраст участников Executive MBA составляет 33 года, хотя два года назад он был на уровне 27 лет; соотношение мужчин и женщин — 75:25.
Обрисовывая портрет идеального топ-менеджера, опрошенные «ЭИ» эксперты сошлись на том, что он должен быть стратегом, иметь практический опыт и системное образование. Для того чтобы нехватка квалифицированных топ-менеджеров исчезла, г-н Шеремета советует пойти по давно известному пути — «дать дорогу молодым». То есть предоставить возможность молодым руководителям показать себя в различных проектах, создать им условия для систематизации и анализа полученного опыта.