Рынки

Уголь падения

Вялый спрос металлургических предприятий на кокс и, соответственно, на коксующийся уголь вызывает недовольство сырьевиков

Украинские коксовики вслед за коллегами — производителями металлургического сырья снизили цены. Однако на спрос меткомбинатов, которые также ощущают проблемы со сбытом своей продукции, это повлияло несильно, и избыток кокса продолжает накапливаться на складах переработчиков «черного золота». Недовольны и представители шахт, которые пока свои цены снижать не собираются и даже активно лоббируют идею угольных аукционов. Как говорят практики, в условиях спада рынка это не самая продуктивная идея.



По словам представителей ГП «Макеевуголь» (входило до недавних пор в состав реорганизованной нынче «Донецкой угольной коксовой компании», «дружит» с донецким ЗАО «АРС»), сегодня на угольных складах шахт и обогатительных фабрик предприятия скопилось 75 тыс. т непроданного угля общей стоимостью более 34 млн. грн. Поэтому объемы добычи потихоньку снижаются, и если в ближайшее время ничего не изменится, через 30-40 дней шахты ГП могут остановиться.


Такая картина типична для большинства шахт Украины, хотя еще буквально полгода назад, когда рынок металла находился на пике, все эксперты ломали голову над тем, где взять дополнительное количество коксующегося полезного ископаемого, чтобы удовлетворить потребности металлургов. В общем, сбывается майский прогноз одного из собственников «Запорожстали» Эдуарда Шифрина, прозвучавший в разговоре с «минтоповским» чиновником (случайным свидетелем беседы стал корреспондент «ЭИ»). «Куда же дальше снижать цену угля?» — спрашивал чиновник. И услышал в ответ: «Остановимся мы — остановитесь и вы».


До сих пор угольщики держат цены на прежнем уровне. Например, тонна угля дефицитной марки «К» все еще стоит 618-620 грн., металлургам же хочется уменьшить эту цену раза в два. Однако шахтеры не сдаются. В письме министру экономики Сергею Терехину гендиректор ГП «Макеевуголь» Михаил Ничипор написал: «Считаем, что угольная отрасль, не имея достаточной господдержки из украинского бюджета, при условии снижения цены на уголь, достигнутого под давлением, может утратить большую часть шахт, которые добывают коксующийся уголь».


Как альтернативу г-н Ничипор предлагает организовать палату-биржу по реализации коксующихся углей на аукционной основе. Однако, считают эксперты, такая идея являлась жизнеспособной, когда черное сырье было в дефиците и покупателям хотелось за него торговаться. Пока же покупатели — коксохимические заводы — переходят на длительные периоды коксования, поскольку просто так остановиться не могут. И ощущают, что если тенденции на рынке сохранятся, то по итогам года объемы производства кокса сократятся как минимум на 14% по сравнению с прошлым годом, когда было выпущено 22 млн. т кокса. Сейчас не помогает даже недавнее снижение цен на $30 (до $170 за 1 т) — металлурги просто снизили объемы закупок. На складах коксохимиков «зависло» около миллиона тонн продукции.


Свободно экспортировать излишки не позволяют железнодорожные тарифы. Перевозка тонны кокса до западной границы (ее оплачивают сами производители) делает ее дороже на $40, что обусловливает сомнительную экономическую целесообразность экспорта, утверждает генеральный директор отраслевого объединения «Укркокс» Анатолий Старовойт. Тем не менее по итогам нынешнего года из Украины будет вывезено до 1,5 млн. т. Ведь не стоит забывать, что часть коксохимических заводов работает по давальческой схеме, завозя уголь из России с последующим экспортом. Кстати, закупать «черное золото» в соседней стране выгоднее, чем в Украине. Этим очень активно пользуются украинские меткомбинаты, особенно ММК им. Ильича, обделенный доступом к угледобыче и переработке.


К слову, в начале этой недели Анатолий Кинах проводил тематическое совещание, после которого поручил Минтопэнерго за две недели подготовить стратегию развития экспорта украинского угля. Как сообщает агентство «Интерфакс-Украина», участники заседания еще раз отметили необходимость активизации процесса создания министерства угольной промышленности (разговоры об этом ведутся уже второй месяц, см. «ЭИ» №171.— Ред.) и совета экспортеров угля. Министр топлива и энергетики Иван Плачков сообщил, что возможным рынком сбыта украинского угля — как энергетического, так и коксующегося — может стать Польша. Но первый заместитель г-на Плачкова Виктор Тополов был не столь оптимистичен. По его словам, коксующийся уголь украинского происхождения практически неконкурентоспособен из-за высокого содержания серы, а также из-за высокой зольности.


Ну а первый вице-премьер обратил внимание Минтопэнерго на то, что необходимо более жестко контролировать закупки госпредприятиями дорогостоящего шахтного оборудования. К слову, на днях стало известно, что прокуратура Макеевки завела уголовное дело на бывших руководителей той же «Донецкой угольной коксовой компании». Эти лица в апреле текущего года по договору приняли на территории шахты (входящей в состав компании «Макеевуголь») от своего поставщика проходческий комбайн, который оказался непригодным для эксплуатации в шахте. «Приобретение» обернулось убытками на сумму около 1,5 млн. грн.


tamila