Рынки

Поставить слона на рельсы

Минтрансвязи провел первое заседание Инвестсовета при себе любимом

В среду вечером Минтранс, заручившись поддержкой Минэкономики, Минфина и МИДа, собрал в высотке министерства с дюжину серьезных деятелей финансового рынка (представителей ЕБРР, «Дойче Банка АГ Лондон», «Райффайзенбанк Украина», «Ситибанк Украина», «Ситигрупп», Credit Suisse First Boston, ABN AMRO Bank, Pricewaterhouse Coopers, Сбербанка России, Черноморского банка реконструкции и развития, НРБанка) и еще ряд финансовых структур, происхождение и национальность которых по названию определить было весьма сложно. Банкиров и финансистов, приглашенных на совет, «охмуряли» вкладываться в украинскую транспортно-коммуникационную систему. Приглашенные задавали «вредные» вопросы и деньги выкладывать не спешили.

Начали мероприятие с организационных вопросов. Председателем совета был назначен Вячеслав Кантор, советник Президента Украины (он же неоднократно был замечен в ближайшем окружении министра транспорта), зампредом назначили замминистра Павла Рябикина и директора Совета директоров ЕБРР Игоря Подолева с формулировкой «по согласию» (отказа со стороны «реконструкционщика» не последовало. — Авт.). Не обошлось и без сенсации — в самом начале мероприятия Евгений Червоненко, сделав загадочное лицо, провозгласил: «Весьма приятная процедура … Это будет интересно для вас», после чего Минтранссвязи и Укрэксимбанк в лице предправления Виктора Капустина подписали договор о стратегическом сотрудничестве и финансировании программ министерства. По словам министра, это «первый шаг» «призванный продвинуть реформу в морской отрасли» и «позволяющий разделить управление отраслью на административное и хозяйственное» (см. «ЭИ» № 181). Суть проекта — сделать предельно прозрачными всех субъектов хозяйствования в морской отрасли, в основном портов. Для чего все основные счета портов будут консолидированы в Эксимбанке, что «сделает их прозрачными» и «будет способствовать интересу инвесторов». По мнению министра, этот банк интересен министерству еще и тем, что имеет кредитные линии, «к примеру от Эксимбанка США, соглашение по которым были подписаны во время нашего визита с Президентом» и «от других стран» (каких именно, г-н министр не счел нужным указать. — Авт.). Со своей стороны г-н Капустин заявил о том, что генеральное соглашение, «подписанное между нашими двумя организациями, которые полностью есть государственными», позволит повысить инвестиционную привлекательность Минтранса. При этом не до конца понятно, как именно декларируемая прозрачность может повлиять на увеличение вожделенных министерством финансовых вливаний в отрасль. Особенно если учесть то, что и без этого украинские порты не особо страдали от отсутствия «предложений о сотрудничестве».


По всей видимости, больше других в этом вопросе разбирается Виктор Кантор. Представленная им программа «О государственной политике по активизации инвестиционной деятельности в дорожно-транспортном комплексе и связи Украины» содержала три раздела, которые, по его мнению, должны привлечь к сотрудничеству всех убаюканных сказками об экономической привлекательности «помаранчевої» Украины. Первая часть его экспрессивного доклада называлась просто и незатейливо: «Разбудить спящего слона» и касалась общего состояния экономики страны и ее инвестиционного климата (это г-н Кантор явно передрал из январской речи нашего Президента в Страсбурге. — Авт.). Вторая (с не менее «говорящим» названием «Поставить слона на рельсы») касалась реформирования транспортно-коммуникационной системы Украины и способам привлечь желающих поделиться деньгами. Третья, заключительная (на сей раз без названия), определяла, как эти «гроші» можно получить, и что для этого стране вообще и Минтрансу в частности нужно сделать. По большому счету, за вычетом статистики весь доклад новоявленного председателя минтрансовского Инвестсовета сводился к весьма актуальной фразе: «Украина — последнее крупное экономическое «Эльдорадо» в Европе». По его мнению, «эльдорадность» заключается в удобном географическом расположении, политической и социальной стабильности (после этих слов в зале раздались смешки. — Авт.), а также «наличии и, что еще важнее, исполнении законов». После этого рассказы докладчика о резком снижении уровня коррупции и бюрократизации (что, по г-ну Кантору, уже состоялось) и «созданной системе налоговых и иных стимулов» (по всей видимости, имелся в виду НДС на грузопереработку в портах, введенный новой властью в апреле) особого смеха в зале уже не вызывали…


Подготовил г-н Кантор местных и зарубежных потенциальных инвесторов к возможности инфляции в стране, дескать, надо учитывать «как позитивный, так и негативный опыт пионеров рыночных преобразований» в Европе. «Один из важных уроков — отсутствие прямой зависимости между динамикой инвестиций и социальной стабильностью и демократическим развитием». Мол, в Польше, крупнейшем реципиенте западных инвестиций, уровень безработицы 18-20%, в Румынии инфляция — 14-17%… А вот в Казахстане, при устойчивом росте инвестиций и низком уровне инфляции (6%) и безработице ниже 9%, «всем известны проблемы с развитием демократии». Посему, господа, вкладывайте деньги (и инфляция с демократией вам в помощь… — Авт.).


Впрочем, помимо «ловли концессионеров на наши демократические завоевания» г-н Кантор предложил и более дельные вещи. По его мнению, перспективным концессионерам необходимо предоставить льготы по уплате общегосударственных налогов, а также концессионных платежей, «заранее просчитанных в рамках годового бюджета на период строительства и окупаемости капвложений», при условии, что они заранее согласованны с Минфином. Предложил он и ряд аналогичных новшеств, которые как одно не согласуются с действующим законодательством (министр тут же пообещал помочь протащить их через Кабмин и ВР).


Однако, когда первый зампредправления российского Сбербанка Алла Алешкина не поверила и стала задавать министру каверзные вопросы, мероприятие чуть не закончилось конфузом. Г-н министр попытался было на них отвечать, но, судя по выражению лица г-жи Алешкиной, крайне не убедительно. Впрочем, пытку вопросами и министр, и его подчиненные терпели стоически. Деньги Минтрансу в любом случае нужны: по минимальным претензиям министерских чиновников транспортно-коммуникационная система страны до 2010 года способна поглотить $5-9 млрд. Вот уж действительно — чтобы слоника на рельсы поставить, сил и денег нужно немеряно….


 

tamila