Предправления Владислав Лясовский заверил , что появление
специализированных телеканалов – дело перспективное
В Украине давно ощущается дефицит частотного ресурса для эфирных ТВ – каналов. Однако новые телеканалы продолжают выходить на рынок, как правило, в предвыборный период и не без помощи тех или иных политических сил. Но выборы , а каналы остаются и требуют постоянных затрат: их очень дорого. Со схожей проблемой – необходимостью строить полноценный бизнес на базе канала, получившего стойкую репутацию предвыборного , – столкнулся и . В итоге руководство канала приняло решение о переходе к узкой специализации, заявив три недели назад о создании сугубо информационного канала. попытались понять, чем собирается зарабатывать на жизнь новый , и насколько реальны амбициозные планы его руководства.
– Насколько экономически целесообразен переход на новый сугубо информационный формат?
– На рынке и так было достаточно каналов, работавших в одном и том же формате – . Плюс на в эфир резко вышло несколько каналов: Было бы нелогично пытаться устроиться 16-ми или 20-ми в той же нише. Тем более что канал изначально себя позиционировал как новостной – канал честных новостей:
В Украине мы первый канал такого рода (это утверждение г-на Лясовского. – Ред.).
– И какие, по-вашему, приоритеты получения информации у наших граждан?
– По данным проведенного нами исследования, политика сегодня уже не так интересна, как, скажем, четыре месяца назад. Хотя, думаю, это временное явление. Есть интерес к стандартному набору новостей, к программам социальной направленности. Одна из главных задач канала сегодня – показать единство Украины. Важно объективно, спокойно, без политического ажиотажа показать, как живут люди Украины, какие проблемы у них есть: служба в армии, медицина, условия работы, зарплаты, пенсии.
– А как у канала обстоят дела с сетью вещания? -За последние два года мы смогли получить пять лицензий на вещание на разных территориях и то с боями. Сейчас канал есть в эфире в 17 областях из 25-ти. В остальных выходим пока только в кабельных сетях. Тем не менее в сентябре 2004 года мы вышли на самоокупаемость.
Конечно, переход на новый формат с точки зрения нынешних и новизны формата – дело непростое, многие высказывают скепсис по этому поводу – Надо признать, что мы разделяем этот скепсис:
– В мировой практике есть примеры удачных информационных каналов. Взять хотя бы российский канал деловых новостей – . На его создателей несколько лет назад смотрели как на самоубийц: Не было ни рынка, ни аудитории, а специализация у них еще более узкая, чем у нас. Тем не менее они достигли бизнес эффективности, сформировали зрительскую аудиторию. Кроме того, Украине пророчат улучшение инвестиционного климата, значит, увеличатся и рекламные бюджеты. Как раз тут более четкое позиционирование каналов будет играть очень большую роль.
– Хотелось бы верить. Коль уж речь зашла о рекламе, скажите, от чего зависит ее стоимость на вашем канале: от популярности программ или просто от времени вещания: прайм-тайм, утро, вечер?
– Сейчас наше ТВ в этом смысле переживает переходный . Часть рекламного времени продается сейлз-хаусами исходя из рейтинга конкретных программ. Но пока к этому пришли еще не все каналы. Многие продолжают продавать рекламное время напрямую рекламодателям по прайсовой стоимости, которая зависит только от времени выхода – в прайм-тайм дороже, остальное дешевле.
Что же касается рейтингов, то вычисляют их с помощью так называе
ых пиплметров – устройств, встроенных в телевизоры 1200 украинских семей. Исходя из этих данных определяют средний рейтинг каждого канала, либо рейтинг каждой программы в отдельности, либо рейтинг спота. А рекламные агентства, исходя из этих цифр, высчитывают стоимость рекламы в каждой программе. Средний рейтинг может иметь значение от 0 до 10-20. При этом высшую может иметь лишь идеальный канал, который смотрят сутки напролет, не выключая. Для сравнения, сегодня у рейтинг 0,3, мы находимся на девятом месте. У , который входит в тройку лидеров, – около 5. При этом у нас самая рейтинговая программа , ее рейтинг доходит до 1,2. Хотя в мировой практике формирование цены рекламного времени и продажа его на специализированных каналах строится по другим принципам:
– По каким?
– Там продаются споты, то есть минута рекламного времени, независимо от ее размещенияв конкретной программе или в конкретное время. Задача канала – убедить заказчика в том, что тут он как раз свою целевую аудиторию, и ему стоит заплатить за эфир своей рекламы четко определенную сумму.
– А как будете убеждать клиентов давать рекламу на вашем канале?
– Исследованиями аудитории, к которым будем привлекать и рекламные агентства. Пиплметры, думаю, не отражают реального положения дел. Их мало, да и наш канал всего 54% от их числа – остальные находятся там, где у нас нет эфира. Так что говорить об их объективности трудно.
– Даже если вы охватите всю страну, аудитория от этого может и не увеличиться – информационный канал не может быть всем интересен априори:
– Зато это будет точечная, целевая аудитория: люди с высшим образованием, довольно высокой платежеспособностью, активной социальной позицией.
– Сомнительно. Вы сами говорили о социальных и политических новостях, а их любят смотреть пенсионеры:
– Правильно. Но тут есть нюансы. Новости можно подавать так, чтобы они были интересны всем.
– А как же ваш постулат о аудитории?
– Согласно нашему опросу новости готовы смотреть до 60% всей аудитории. Конечно, в этой группе будут и пенсионеры. Но ориентироваться мы будем на лидеров мнения. Ведь, как правило, прямая реклама работает достаточно слабо (в том числе и телевизионная. – Авт.), а лидеры мнения – люди с высшим образованием, довольно высокой платежеспособностью, активной социальной позицией – это примеры для подражания. Если он купил авто , люди уверены, что эта машина хорошая, такой человек не купил бы плохую.
– Если рекламодатель будет неохотно идти на ваш канал, какие источники финансирования еще возможны?
– Только реклама.
– Ну и финансирование учредителей:
– Это несерьезно. Мы же говорим не о политических каналах, а о телевидении как бизнесе. – Тогда что же делать каналам, если все прогнозируют спад эффективности ТВ-рекламы, да и Вы сами сказали об этом двумя ответами выше?
– Тенденция такая, безусловно, есть, в качестве рекламоносителей начинают активно использовать интернет, мобильную связь… Но пока, думаю, телевидению они не конкуренты. Если взять долю ТВ-рекламы в общем бюджете украинской рекламы за год, то он составляет, по разным данным, от 60% до 65%. Ведь зрителей раздражает не сама реклама, а форма ее подачи, громоздкие блоки, прерывающие все : Но, думаю, и из этого будет найден выход. Например, уже сейчас на российском обкатывают оборудование, позволяющее показывать рекламу, не прерывая программы и фильмы.
– Делить картинку на части, ?
– Наверное, что-то подобное.
– Но пока Вы ничего в этом направлении предпринимать не будете? И та
все хорошо?
– Я за то, чтобы увеличить стоимость рекламы. Лучше взять одного рекламодателя, чем десять :
– А согласен ли на это украинский рекламодатель?
– Мы работаем в этом направлении. Сейчас не согласен, скажу откровенно. Это вопрос времени и качества нашего канала как продукта.
– Насколько можно судить из эфира 5-го канала, довольно большую часть у вас занимают программы, так сказать, перебазировавшиеся к вам из других каналов: Вы их купили как программы или вместе с командами?
– Пока мы покупаем интересующие нас программы. Но нынешняя наша сетка вещания – это не конечный вариант. В дальнейшем мы планируем все выходящие у нас передачи делать сами, хотя это и затратно, и хлопотно. Покупка программ – это промежуточный вариант. Ведь обычно их продают не на правах эксклюзива, а уже, так сказать, , т.е. выходившими в эфир. Намного перспективнее производить самим, свой продукт всегда можно выгодно продать потом. Например, нашу уже просят для тиражирования и продажи.
– Насколько реален приход на украинский ТВ-рынок иностранных инвесторов уровня Руперта Мердока – владельца Daily Telegraph, New York Post, National Geographic, 20th Century Fox, Sky News и др.?
– Сейчас уже идут разговоры об этом, правда, не он сам непосредственно покупает каналы в Восточной Европе, а его как бы структуры. Думаю, что это вполне реально. И не только Мердок. Почему нет?
– Сколько может стоить в среднем украинский ТВ- канал?
– Десятки миллионов долларов. Скажу вам, что самый дорогой украинский канал (называть его по понятным причинам не буду) сегодня стоит около $250 млн.
Владислав Лясовский родился в 1968 г. в Киеве. Окончил экономический факультет Аграрного университета. В 1992 г. был одним из учредителей информационного агентства , которое в 1995 г. при непосредственном участии г- на Лясовского стало студией . В 1998 г. студия была преобразована в ТРК . В 2001 г. получила лицензию на частоту телевещания в Киеве (часть акций канала принадлежит концерну ). С 2004 г. – председатель правления .
P.S. Когда интервью готовилось к печати, стало известно, что г-н Лясовский стал членом Нацсовета по телевидению и радиовещанию. Теперь, скорее всего, с увеличением сети эфирного вещания у проблем не будет.