Международная финансовая группа Ротшильдов проявляет интерес к Украине давно. По некоторым данным, Franklin Templton скупал долговые обязательства Украины в интересах Ротшильдов, а посредником для улаживания кредитных обязательств с МВФ выступала французская группа Rothschild&Cie. Управление своими активами Петр Порошенко доверил Rothschild trust – одной из структур Ротшильдов. А теперь инвестиционный банк Ротшильдов будет заниматься реформированием «Нафтогаза» в соответствии с требованиями Третьего энергопакета.
Действуют они от имени американцев, и здесь следует понимать, что их интересует, прежде всего, украинская газотранспортная система (ГТС).
Причины такого интереса очевидны. В последнее время американцы стремятся выйти на европейский энергорынок со своим сланцевым газом и взять под контроль уже существующие потоки, потеснив действующих игроков, включая Россию, обеспечивающую около трети потребности Европы в природном газе. Таким образом, кроме экономического, у Америки налицо геополитический интерес.
Вопрос лишь в том, как геополитические разборки отразятся на Украине, и не потеряет ли она остатки газового транзита из России, приносящего значительные валютные поступления? Наконец, не утратит ли Украина энергетическую независимость и значительную часть независимости вообще?
Третий энергетический пакет Евросоюза — норматив в сфере энергетики, к выполнению которого присоединилась Украина. Кстати, условия Третьего энергопакета даже в Европе выполняются далеко не всеми ведущими энергетическими корпорациями.
Третий энергопакет предполагает разделение функций производства (добычи) энергоресурсов, их транспортировки и продажи конечному потребителю. В теории считается, что это приведет к конкуренции, которая снизит цены на энергоресурсы для потребителей.
Напомним, что полностью государственный «Нафтогаз» владеет 100% акций «Укргазодобычи», 50%+1 акцией «Укрнафты», а также 100% акций «Укртрансгаза». Таким образом, «Нафтогаз» объединяет функции добычи и транспортировки энергоносителей. Эти функции планируют разделить.
Разговоры о разделения функций «Нафтогаза» идут уже долгие годы. Но именно сейчас вопрос раздела неожиданно актуализировался, причем с прицелом на дальнейшую приватизацию сначала части нефтегазового комплекса Украины, а затем на полную приватизацию, прежде всего, ГТС.
Впрочем, законом «О рынке природного газа» пока что предусмотрена приватизация только 49% акций украинского оператора ГТС, то есть с таким расчетом, чтобы контрольный пакет оставался у государства.
Недавно стало известно, что итальянская дочка международной финансовой группы Ротшильдов, пустившей крепкие корни в Америке, – инвестиционный банк Rothschild S.p.A. (Милан) — победил в тендере, связанном с приватизацией украинской ГТС. Ротшильды будут определять т.н. квалифицированного партнера к управлению ГТС.
«Компания Rothschild S.p.A. объявлена победителем аукциона на закупку инвестиционно-банковских услуг, связанных с отделением деятельности по транспортировке природного газа, включая привлечение квалифицированного партнера к управлению газотранспортной системой Украины», — сказано в сообщении «Нафтогаза».
Не обошлось без скандала, вызванного нынешними «разборками» между Кабмином и «Нафтогазом», который де-факто вышел из-под контроля правительства и который де-юре правительству подчиняется. Еще до объявления результатов тендера профильное Министерство энергетики и угольной промышленности Украины обвинило «Нафтогаз» в нарушении закона и самовольном присвоении функций Кабинета министров.
Участие в аукционе приняли компании Lazard Freres и Rothschild S.p.A. По итогам аукциона победило тендерное предложение Rothschild S.p.A. с ценой услуг 98 млн. грн. Общая стоимость работ составляет 193,3 млн. грн.
При содействии банка Rothschild S.p.A «Нафтогаз» должен найти партнеров для управления своей газовой инфраструктурой. Глава «Нафтогаза» Андрей Коболев недавно говорил о том, что к управлению украинской газотранспортной системой проявляют интерес четыре крупные мировые компании.
Децентрализация украинской газотранспортной системы в перспективе ведет к продаже системы частично, а потом полностью частным компаниям. В свою очередь, Rothschild выступает здесь в качестве инвестиционного банка, который будет консультировать «Нафтогаз» в выборе наиболее подходящих компаний для продажи им долей украинской ГТС, то есть якобы должен обеспечить максимально выгодную приватизацию государственного имущества.
Вполне вероятно, что Rothschild сумеет пролоббировать на роль иностранных инвесторов ГТС финансируемые или консультируемые им самим предприятия, чтобы извлечь максимальную выгоду для себя, то есть для группы Rothschild.
Кстати, в очередном повышении цен на газ для населения, котором настаивает «Нафтогаз» вопреки Кабмину, тоже можно рассматривать элемент предпродажной подготовки с целью повышения денежного потока и привлекательности.
Чем же вызван интерес Ротшильдов и стоящих за ними американцев к украинской ГТС? Очевидно, что дело здесь не только в экономике, но и в геополитике, причем в геополитике – прежде всего.
Америка все более явно стремится зайти на европейский энергорынок и закрепиться на нем, потеснив других игроков и/или взяв под контроль существующие энергопотоки. Так Трамп пытается осуществить на практике свое обещание «to make America great again». Американские корпорации намереваются выходить на европейский рынок со своим сжиженным сланцевым газом.
Взять под контроль транзит российского газа в Европу по украинской ГТС — это тоже лакомый кусок. Потеснить других поставщиков, чтобы освободить место для американского сланцевого газа — вполне очевидный заокеанский интерес.
Правда, у нашей ГТС есть опасный конкурент в виде «Северного потока». Если Москве совместно с рядом европейских корпораций удастся построить его вторую очередь, то украинская ГТС окажется ненужной окончательно. Поэтому США делает все возможное, чтобы дальнейшее развитие «Северного потока» было остановлено. Особый упор делается на Польшу, которая активно выступает против нового газопровода по дну Балтийского моря.
«Если удастся остановить строительство «Северного потока», украинское направление останется основным, и тогда тот, кто «сидит на трубе», и определяет политику. В данном случае это может стать одна из американских компаний, которая станет оператором украинской ГТС. Таким образом, Штаты усилят свое влияние не столько на Украину, сколько на Европейский союз. Это больше геополитический интерес, и привлечение Ротшильдов — это подтверждение того, что больше, чем Украина, в анбандлинге (разделении «Нафтогаза» — Авт.) на сегодня заинтересованы Соединенные Штаты, и, соответственно, в получении контроля», — полагает директор энергетических программ Центра мировой экономики и международных отношений Валентин Землянский.
Для Украины такой интерес США может означать возможное сохранение объемов транзита по ее территории, вот только половину прибыли от транзита придется отдать американцам. Правда, только в том случае, если Москва будет покорно наблюдать за тем, как Америка берет под контроль нашу ГТС, но в такую покорность очень трудно поверить. Напомним, что Россия обеспечивает примерно треть потребности Европы в газе.
«Трамп продолжает свою политику поиска дополнительных источников дохода для американской экономики, и $1 млрд. ежегодно — это очень даже неплохо. С политической точки зрения, это еще и щелчок по носу Кремлю: мы контролируем поставки вашего газа на европейский рынок! Понятно, что реакция «Газпрома» будет резко отрицательной. А что касается европейцев, то там не все так однозначно. Там разные группы влияния, одни из них поддерживают строительство «Северного потока», другие настроены более проамерикански, поэтому я не ожидаю, что в едином порыве Европа отреагирует. Но привлечение Ротшильдов к разделению — это усиление экономической борьбы на европейском газовом рынке, где американцы сделали очередной ход», — подчеркивает Землянский.
Америка применяет свою излюбленную тактику — использование крупных корпораций для усиления своего геополитического влияния. К тому же, все произошло юридически чисто, по крайней мере, настолько, насколько в Украине вообще возможно что-либо провести чисто. Компания Rothschild S.p.A победила на открытом тендере.
Если теперь в Украине кто-то захочет «включить задний ход» или такая попытка будет предпринята после смены власти, то придется столкнуться со всей мощью США, способного проконтролировать любые финансовые операции любого представителя отечественной властно-олигархической верхушки в любой точке земного шара.
«Естественно, что Ротшильды предложили минимальную цену, потому что в результате их действий приз достаточно жирный и вкусный, и они с лихвой всё отобьют. Мы же понимаем, как работает коррупция на Западе: условно говоря, вы провели здесь все необходимые действия с точки зрения определения компании, которая будет управлять украинской ГТС, но вы получите потом от правительства Соединенных Штатов заказ, который полностью компенсирует все ваши издержки при работе в Украине», — разъясняет Валентин Землянский.
Что получает Украина? Если труба под управлением Ротшильдов или его кого-то из Америки будет качать вовсю газ, то с американцами придется делиться выручкой от транзита, и это будет еще не самым плохим вариантом. Но скорее всего, Москва активизирует строительство второй очереди «Северного потока» и найдет в этом вопросе понимание у очень многих в Европе, тем более что недовольных Америкой в Европе хватает.
Возможен еще один вариант. Взяв под контроль нашу ГТС, американцы будут сокращать транзит в Европу, чтобы зачистить на европейском рынке место для своего сланцевого газа. Украина будет утрачивать доходы от транзита.
Наконец, в геополитическом смысле Украина окажется между молотом и наковальней американских и российских интересов, а также рискует утратить энергетическую независимость, и значительную часть суверенитета и международной субъектности вообще.