Стиль жизни

Краткий курс современного искусства. О цене и ценности произведений

Ценообразование на арт-рынке: кто и почему дорогого стоит?

Знаменитый уличный художник-хулиган Бэнкси сейчас резвится в Нью-Йорке. Судя по его акциям, в последнее время он исследует причуды арт-рынка и природу цен на скороспелые шедевры современного искусства.

Вначале он продавал — через подставное лицо, в Центральном парке — свои рисунки: просили по $60 за штуку, сбыть за день удалось только восемь работ. А через неделю парочка самозванцев стала продавать похожие рисунки под вывеской «Подделки Бэнкси»: цена была такой же, как на оригиналы, но продали 40 штук.

Бэнкси не унимается. Он идет в арт-комиссионку и покупает незатейливый осенний пейзаж. А через несколько дней возвращает его: мол, что-то не по душе. Картину берут обратно, не обращая внимания на то, что за время отсутствия в магазине на ней появилась лавочка, а на ней — человек в нацисткой форме.

Бэнкси быстро устраивает разоблачение в своем блоге, дает испорченной картине название («Банальность банальности зла») — и через несколько дней на интернет-аукционе ее покупают за $615 тыс. Бэнкси «дурил» продавца пейзажа, точно зная, что деньги от продажи картины пойдут на помощь больным СПИДом и бездомным: с помощью своей шалости и автографа он просто круто изменил ценник.

Дело благое, но факт остается фактом: арт-рынок — вещь непредсказуемая. «Цены на современное искусство абсурдны, как банковский кризис», — возмущался недавно Герхард Рихтер, который сам не вылезает из списков самых дорогих современных художников.

Марк Ротко, картина 1961-го года «Оранжевое, красное, желтое» в 2012 г. продана за $86,8. Джексон Поллок, картина 1948 г. года «№5» в 2006-м продана за $140 млн.

Обыватель часто недоумевает по поводу цен на Марка Ротко или Джексона Поллока, но миллионы, выкладываемые за них, можно объяснить хотя бы их признанной ролью в истории искусства и тем, что новых работ они уже не напишут, то есть предложение — ограничено.

С классической живописью и старыми мастерами еще проще: там, кроме перечисленных факторов, имеется и выдающееся мастерство, притом очевидное самому непосвященному зрителю: «Ух ты, как настоящее!». Как и из чего складывается цена на произведения современного искусства — вот вопрос.

Что бы там ни писали про актуальных художников арт-критики, временем их вклад в искусство еще не проверен. Мастерства — часто никакого, в лучшем случае — голая идея и технологии, в худшем – то, что выглядит форменным издевательством и над искусством, и над зрителем.

И потом, большинство этих художников еще в строю: наштампуют, чего доброго, сотни бриллиантовых черепов и пудельков из металлических воздушных шариков — перенасытят рынок. Рискованно инвестировать.

И совершенно непонятно, адекватна ли цена. С какого потолка она берется, когда на торги выставляются произведения современного искусства, можно попытаться понять хотя бы интуитивно. Например, посетив киевскую галерею «Мистецька збірка». Там сейчас как раз проходит выставка самых дорогих художников Украины.

«i» расспросили о современном арт-рынке Алексея Василенко, искусствоведа, совладельца аукционного дома «Золотое Сечение»:

Вопрос: Как теперь принято говорить, «современное искусство такое современное». Порой кажется, что понять замысел художника не сильно проще, чем найти средства на приобретение его шедевра.

Ответ: Современное искусство — очень обобщенное понятие. На английском правильно это звучит как «contemporary art», на русском — скорее, «актуальное искусство». То есть искусство, актуальное для сегодняшнего времени, или искусство, вскрывающее актуальные сегодня вопросы. В свое время и Поллок, и Ротко, и Баскиа, и Уорхол были актуальными художниками.

Каждый реализовал свой потенциал и «задавал вопросы» своим языком: Джексон Поллок — посредством абстрактного экспрессионизма, Жан-Мишель Баскиа — граффити, Энди Уорхол — фотографией и принтами в стиле поп-арт, Марк Ротко — посредством локальных цветовых соотношений. Каждый из этих и многих других художников, чьи полотна сегодня стоят миллионы, является решающей фигурой в мировом художественном процессе. Кроме того, при жизни многие из них стоили в прямом смысле копейки.

Современных художников на самом деле — тысячи, стОящих — десятки, а тех, чьи работы в последствии окажутся в музее, — единицы. У большинства зрителей почему-то сохраняется стойкая убежденность в том, что современное искусство — это «каляки-маляки». Это не так.

Современное искусство — это результат эволюции. Художник абсолютно не обязательно должен писать картины или лепить скульптуру. Главное — самовыражение. Объект, видео, инсталляция, перформанс, digital-арт, фотография и бог знает еще что — все это лишь язык.

Сегодня основой современного искусства являются мысль, идея и концепт. А вот насколько глубоко все это художник спрячет в своем произведении — нужно понять и найти зрителю. Именно поэтому для того, чтобы принять современное искусство, нужно быть к нему подготовленным как эмоционально, так и интеллектуально.  

В: Покупай дорого — сможешь продать еще дороже. Работает эта формула в отношении современного искусства?

О: Любой стоящий предмет искусства (классического, современного — не важно) всегда будет стоить денег. Покупая самые редкие и коллекционные предметы на рынке искусства, пусть и за большие деньги, собиратель сводит к минимуму риски того, что стоимость этого предмета упадет, поскольку на самом деле такие предметы — всегда дефицит.

Однако выбирать нужно осторожно и со знанием дела, так как формула «дорого — значит качественно» здесь не работает. Очень много подводных камней. Я здесь посоветую обзавестись квалифицированным и компетентным специалистом, который будет контролировать формирование коллекции или, если это несистемная покупка, просто поможет советом.

В: А как продавать перформансы? Инсталляции? И прочие мудреные арт-объекты современного искусства? Понятно, что это можно продать музею. А коллекционеру? Ведь даже музейщики сейчас озадачены тем, как хранить объекты современного искусства.

О: Как я уже говорил, для современного искусства видео, инсталляция, объект — это норма. Другое дело, что украинский коллекционер еще не готов инсталлировать в стенах своего интерьера такой вид искусства. Кстати говоря, часто предметы, выполненные в нестандартных медиа, — это программные вещи, рассчитанные лишь для показа в стенах галереи.

Тем не менее, у нас был опыт продажи двух видео разных художников. Довольно часто продавали фотографию, объекты. В том, окажется ли такой вид искусства коммерчески успешным, большую роль также играет его эстетическая составляющая и качество исполнения. Последнее, кстати, является важным фактором для современного искусства в целом, включая и живопись.  

В: Кого из представленных на арт-рынке современных художников вы считаете адекватно оцененными?

О: Джефф Кунс, Рой Лихтенштейн, Жан-Мишель Баскиа, Аниш Капур, Александр Колдер, Герхард Рихтер, Виктор Вазарели, Вик Мунис, Илья Кабаков, Комар и Меламид, Петр Беленок, Эрик Булатов, Дмитрий Гутов и т.д.

В: Недооцененными?

О: Все послевоенное и современное искусство восточной Европы, в частности Украины и России.

В: Переоцененными?

О: Китайское современное искусство.

В: Кто самые дорогие на сегодня украинские художники? Где их больше покупают – здесь?

Анатолий Криволап, Арсен Савадов, Василий Цаголов, Олег Голосий, Александр Гнилицкий, Александр Ройтбурд, Олег Тистол, Максим Мамсиков, Борис Михайлов, Павел Маков, Александр Животков, Олег Кулик, Виктор Сидоренко, Игорь Гусев, Стансилав Волязловский…

Сегодня их в основном покупают украинцы, однако в следующем году мы постараемся исправить ситуацию. В начале 2014 г. мы открываем представительство нашего аукционного дома в Англии и в июне проведем первые специализированные торги «Послевоенное и современное искусство стран Восточной Европы». Они пройдут в Лондоне. Коллекция аукциона составит 200 лотов, их представят 10 стран-участниц. Конечно, основные блоки собрания составят художники Украины и России.

В: Кого сейчас стоит купить недорого с надеждой на рост цены?

Ставку можно делать на молодых украинских художников, которые сегодня принимают активное участие во многих проектах (например, PinchukArtPrize) и стоят относительно недорого (от $2000 до $5000).

Андреас Гурски, «Рейн II», 1999-й год – снимок немецкого фотохудожника считается самой дорогой фотографией в мире.

В: И вопрос на засыпку, раз уж вы эксперт по фотографии. Давайте-ка попробуем объяснить самому обычному человеку, почему «Рейн II» Андреаса Гурски продан за $4 338 500. Ни в том, что на фото, ни в том, как это снято, — ничего ведь выдающегося. И не только на первый взгляд. Жизнью ради кадра автор не рисковал.

О: Фотография сегодня – это такой же вид искусства, как и более традиционный и понятный – живопись. Это язык, посредством которого художник проявляет себя. До этого фотографии Гурского также продавались за миллионы, поэтому ничего нового в этой цене нет (в 2007-м, за четыре года до продажи «Рейна II» фотография Гурски «99 центов» ушла с аукциона Sotheby’s за $3,346 млн, купил ее украинец Виктор Пинчук — Авт.).

Я убежден, что это еще не последний рекорд. В течение следующих пяти лет цена фотографии превысит 10 миллионов. Конечно, тут нужно учитывать и фактор аукционных торгов, где собираются и торгуются покупатели со всего мира и зачастую на покупку одного и того же предмета искусства претендуют пять-десять человек, не привыкших проигрывать. При таком стечении обстоятельств (предмет с высокой коллекционной стоимостью автора, чье имя уже стало почти легендой; десяток покупателей, желающих стать обладателями лота, плюс азарт, статус победителя) результат предсказуем.

Автор: Наталья Кандаурова

redaktsiya