Стиль жизни

Кинопремьера недели. «Малавита» — плюс один мафиози в карьере Роберта де Ниро

Люк Бессон снова снял посредственное кино, которое любимые актеры делают не просто пригодным для просмотра, но даже приятным.

Фред Блэйк (Роберт де Ниро) знает себе цену: бывшие друзья обещают $20 млн. тому, кто его завалит. В прошлой жизни Фреда звали Джованни Манцони, он заправлял бруклинской мафией, потом сдал подельников ФБР и теперь в рамках программы защиты свидетелей вместе с женой (Мишель Пфайффер) и двумя детьми скрывается во французской глуши.

Чтобы было что рассказать любопытным соседям о своей работе и удовлетворить ностальгию по прошлому, Фред становится писателем и садится за мемуары. Взволнованы не только пребывающие на свободе бывшие подельники, но и присматривающий за Фредом фэбээровец (Томми Ли Джонс): мистер Блэйк в воспоминаниях настроен приукрашивать только свой собственный образ.

Спецагенту с его своенравным подопечным вообще не просто. Во-первых, нужно охранять его самого от жаждущих вендетты американских итальянцев. Во-вторых — жителей французского городишки: Фред со сменой жительства не сменил своих способов решать проблемы и по-прежнему отменно владеет бейсбольной битой.

«Если хочешь, чтобы тебе поверили, надо смягчить краски, иначе все подумают, что ты полный придурок», — озвучивает свежеиспеченный писатель Фред Блейк азы ремесла. Странно, что здравым советом своего героя не воспользовался режиссер фильма Люк Бессон. Его герои изображены без нюансов и полутонов. Их можно было бы назвать карикатурами, но в хороших карикатурах психологической достоверность все же побольше.

В положенном в основу фильма романе «Малавита» Тонино Бенаквиста тоже работал со штампами и мифами, из которых произрастают истории о мафиози. Но он ими жонглировал, и весьма ловко, тогда как Бессон бессовестно эксплуатирует, не давая себе труда приправить старые анекдоты хоть парочкой собственных реприз. Финал фильма и вовсе изображен только черными и белыми красками (буквально) — какое уж тут смягчение?

К счастью, неприкрытое желание Бессона выжать из зрителя умиление и смех по-быстрому, не мешает ни умилиться, ни усмехнуться. И все дело в том, кто играет в этом фильме. «Играть» — это конечно сильно сказано. Хорошие актеры просто присутствуют в кадре, исполняя на бис свои фирменные фокусы. Но смотреть на них — одно удовольствие.

Вам понравится, если: вы уже давно ничего не ждете ни от Бессона, ни от де Ниро, но любите их такими, какими они стали, и даже считаете славными парнями.

Вам не понравится, если: вы из тех книголюбов, которые готовы проклясть режиссера за надругательство над литературной первоосновой при экранизации.

Мнение: ««Малавита» — лучший пункт в фильмографиях режиссера Люка Бессона и актера Роберта Де Ниро за последние лет десять. Что вовсе не делает кино шедевром и, больше того, обязательной частью культурной программы на выходные. Увидеть его определенно стоит, если вы, А): последовательный ценитель творчества обоих кинематографистов и отслеживаете всякий их проект (в случае с Де Ниро, с которым в этом году выходит семь фильмов, подобная любовь особенно хлопотна и, увы, по большей части зла). Б): поклонник положенного в основу сценария одноименного романа Тонино Бенаквисты — очень хорошего, как минимум, не хуже «Саги», которая считается главным бестселлером автора», — Сергей Синяков, seance.ru.

Важно знать:

— В фильме Фред Блэйк смотрит на заседании провинциального киноклуба фильм «Славные парни». Это культовое кино о мафии — и в нем играет Роберт де Ниро. Можно было бы упрекнуть Бессона в лобовой шутке: усадил Де Ниро смотреть самого себя на экране. Однако сцена со «Славными парнями» присутствует уже в книге: Бенаквиста, скорее всего, и сам держал в голове сыгранных Де Ниро мафиози, создавая своего персонажа.

— Один из продюсеров фильма «Малавита» — Мартин Скорсезе, режиссер лучших фильмов с молодым Робертом де Ниро, в том числе и «Славных парней».

— Malavita в переводе с итальянского – «преступный мир» (дословно: дурная жизнь). Так зовут собаку Блэйков.

— Музыку к «Малавите» написал Евгений Гальперин — он родился на Урале, получил музыкальное образование в Гнесинке в Москве, а теперь во Франции пишет саундтреки для кино. Соавтором традиционно стал его брат Саша Гальперин.

Автор: Нина Фирсова

redaktsiya