Стиль жизни

Кинопремьера недели. «Горько!» — комедия, у которой есть все шансы стать народной

Когда мы уже потеряли всякую надежду получить адекватную постсоветскую комедию, она взяла и явилась, спрятавшись за рекламной маской очередного разухабистого непотребства в жанре «ржунимагу».

Наташа и Ромик (Егор Корешков и Юлия Александрова) хотят европейскую свадьбу по мотивам мультфильма «Русалочка». Изысканная церемония в яхт-клубе (все происходит в Геленджике), неброское платье невесты, диджей крутит Бейонсе, а не Лепса. Родители молодых – по разные концы социальной лестнице. Жениховские живут в лачуге и воспитывают еще одного сына, недавно вышедшего из тюрьмы.

Отец невесты – большой человек в горадминистрации, мать – трофейной красоты домохозяйка, на стенах в квартире висят живописные портреты домочадцев, на потолке – люстра, привезенная аж из Дубая. Впрочем, они быстро сходятся на почве того, что и платье невесты, и торжество в ресторане «Золотой» должны быть пышными.

Продюсер фильма Тимур Бекмамбетов испортил себе репутацию приторными комедиями вроде «Елок» — для тех, конечно, кто мнит себя интеллектуалом и морщится при обилии низкопробных шуток. Массовый зритель на такие комедии ходит охотно. Зритель, желающий не просто гэгов, но настоящего кино, давно смирился с тем, что русская постсоветская комедия — явление не менее бессмысленное и беспощадное, чем русская свадьба.

Я, признаться, из последних. На премьеру шла, как говорит один мой знакомый, с двойственным чувством – гадливости и омерзения. Даже высокомерно побрезговала поинтересоваться, не было ли в Москве допремьерных показов и не успели ли коллеги уже предупредить о масштабе катастрофы.

В кино мне стало стыдно. Но не за русскую комедию, как это бывает обычно. А за свое предвзятое отношение. «Горько!» — не просто смешной и остроумный фильм, снятый и сыгранный людьми профессиональными, талантливыми и невероятно наблюдательными. Он разойдется на цитаты. Он, очень вероятно, станет таким же вечным хитом, как «Ирония судьбы» или «Бриллиантовая рука». 

Светлаков на экране проводит в общей сложности минут семь, играя самого себя. В фильме он не лишний, но и погоды не делает. Его позвали для того, чтоб предъявить на афише хоть одну известную физиономию. Все остальные роли распределены между актерами малоизвестными и неизвестными — такими фильм не порекламируешь, но именно такой кастинг усиливает реалистичность.

Из Ивана Урганта, например, провинциальный забулдыга не вышел бы. Во-первых, мы слишком хорошо знаем, что Ургант — столичный щеголь. А во-вторых, Иван — хороший телеведущий, но скверный актер. А актеры нужны тут сильнейшие. Незаурядные персонажи того требуют.

Взять хотя бы шафера-уголовника и его девушку, не расстающуюся с семечками и на свадьбе. Такие бывают, сама видела. Но не думала, что такое можно сыграть, чтоб это выглядело не пародийным телешоу, а жизнью. Маньяка, дьявола, бога — можно. Про всех них, хвала небесам, большинство из нас только из кино и знает. А эти ж рядом — достоверно скопировать непросто.

Снял «Горько!» режиссер Андрей Першин, зачем-то спрятавшийся за псевдонимом Жора Крыжовников. Это его первый полный метр. Не знаю, может, настоящее имя он хранит для того, чтоб подписывать им драмы или триллеры. Думаю, у него и они получатся.

Говорят, Бекмамбетов показал «Горько!» голливудскому продюсеру Харви Ванштейну и тот захотел купить права на американский римейк. Только ничего у них не выйдет. По мальчишникам они, может, и спецы. А для такого могучего явления, как свадьба, мелковат народец.

Вам понравится, если: вы любите фильм «Елки» и если вы не любите фильм «Елки» и подобный им бекмамбетовский киношный фастфуд.

Вам не понравится, если: вы совсем не терпите жанр комедии. Впрочем, и в этом случае попробуйте.

Мнение: «Режиссер-дебютант совершил, казалось бы, невозможное — снял русский «Мальчишник в Вегасе», первую по-настоящему талантливую, смешную и радикальную комедию постсоветской эпохи, фильм о русской свадьбе во всем ее убийственном величии, во всех отталкивающих деталях… Главной целью «доброй русской комедии» была отчаянная лакировка действительности, декларативный эскапизм: пусть жизнь страшна, мы сделаем вам красиво. В «Горько!» же все происходит именно так, как обещает название, так близко к реальности, как только бывает», — Антон Долин, «Афиша-Воздух».

Важно знать:

— Только одно. Билеты надо заказывать заранее. На вечерние сеансы купить просто так было невозможно даже в четверг, в день премьеры.

Автор: Нина Фирсова

redaktsiya