В Мистецком Арсенале прошла выставка «Одесская школа». У посетителей был шанс увидеть грандиозное собрание — 500 работ около ста художников.
Выставку, состоявшуюся благодаря энергии и вдохновению Анатолия Дымчука, можно рассматривать как хрестоматию искусства, созданного в Одессе начиная с середины прошлого века и до наших дней.
Есть что внести в учебники об истории искусств. К примеру, так называемая «заборная» выставка «Сычик+Хрущик» состоялась в 1967 г., на целых семь лет раньше знаменитой бульдозерной в Москве.
Для выставки в Мистецком Арсенале специально сделали реконструкцию этой одной из первых открытых акций одесского андеграунда, когда Станислав Сычев и Валентин Хрущ разместили свои работу у Оперного театра, на строительном деревянном заборе. «Заборная выставка» продержалась целых три часа и была разогнана милицией.
Или «Арт-рейдеры» — проект, существовавший на Старконном рынке в 2007-2009 гг. «Из вещей, купленных на барахолке, там же, на месте, мы создавали объекты и сразу же их продавали. Искусство — оно вездесущее, мы показывали, что главное – дух творчества», — рассказывает Игорь Гусев.
Выпускникам Одесского училища в советские годы удалось избежать жесткого идеологического контроля, в условиях которого формировали творческий почерк училища и академии Ленинграда и Москвы. Объединяет их, по словам художника Юрия Егорова, «одесский воздух», особый дух творческой свободы.
Это общее ощущение безвариантного счастья дарует лирический реализм (1940-60 гг.) Михаила Божия, Альбина Гавдзинского, Владимира Литвиненко, нонконформизм (1960-80 гг.) Виктора Маринюка, Олега Волошинова, Владимира Стрельникова, новая волна (1980-90 гг.) Сергея Ануфриева и Леонида Войцехова, и сontemporary art (1990-2000 гг.) Александра Ройтбурда, Василия Рябченко, Игоря Гусева, Сергея Зарвы и др.
Искусство одесситов не только самобытно, но и востребовано в последние годы. Их работы с удовольствием берут международные художественные институции, они стабильно продаются на аукционах.
«Я не уверен, что сейчас, в наше время, можно говорить о какой-либо школе, будь то киевская, харьковская или одесская. Каждый художник идет своим путем, благодаря новым технологиям у нашего современника гораздо выше шанс «подпитываться» культурами, географически далекими от него, но близкими его мироощущению», — считает художник Петр Лебединец.