Режиссер «Карнавальной ночи», «Иронии судьбы» и «Служебного романа» скончался на 89-м году жизни.
Всю осень приходили известия о том, что у Рязанова проблемы с сердечно-сосудистой системой. 21 ноября он в очередной раз был госпитализирован. И вот неизбежный финал: Эльдар Рязанов скончался в Москве, от острой легочной и сердечной недостаточности.
Сообщение о смерти Рязанова приходит в ночь с воскресенья на понедельник: режиссер умер в полночь. Фейсбук не спит и демонстрирует полное единодушие: скорбят патриоты России, патриоты Украины и те, кто предпочитает держаться от политики подальше. Умер народный артист СССР, автор многочисленных советских кинохитов. Но все понимают, что его комедии — то самое общее прошлое, от которого никто не захочет отказаться.
Даже споров о том, какой его фильма самый-самый, не заходит. «Бесприданница», «Вокзал для двоих» или «Служебный роман»? «Карнавальная ночь» или «Ирония судьбы»? «Гараж» или «Берегись автомобиля»? Выбрать невозможно.
Он воспевал не соцсоревнования и силу, которая в плавках. Тонкая талия и заливистый смех Людмилы Гурченко. Меховая шапка на белокурых локонах Барбары Брыльской. Изящные брови вдруг превратившейся из мымры в красавицу Алисы Фрейндлих. Никита Михалков с цыганами. Андрей Мягков с заливной рыбой… Незабываемые образы и роли. Добрые и смешные фильмы, которые заменяют плед и чашку какао: так уютно и привычно быть в компании рязановских героев. Уязвимых, забавных, нелепых, трогательных — таких же, как мы с вами.
А еще — разлетевшиеся на цитаты реплики: авторство многих из них может принадлежать самому Рязанову, ведь в большинстве своих картин он выступал не только режиссером, но и соавтором сценария. «Поезда опаздывают, стоянки сокращают — никакой личной жизни!» — «Попрошу факт продажи Родины зафиксировать в протокол»» — «Хорошие сапоги, надо брать»…
Его фильмы имеют ограниченную аудиторию. Они для тех, кто знает, что такое баня, оливье и, хотя бы по рассказам родителей и старым фотографиям, помнит о временах, когда три красные гвоздики считались роскошным букетом. Однако в 1983-м рязановский «Вокзал для двоих» участвовал в конкурсной программе «Каннского кинофестиваля».
Рязанова, как и Людмилу Гурченко, звездой сделала «Карнавальная ночь» (1956 г.). Хоть сам молодой режиссер никакого триумфа не планировал: «После окончания «Карнавальной ночи» меня часто спрашивали, чем я руководствовался во время съемок, что было для меня главным. Так вот, я не думал об успехе, о фестивалях и рецензиях, я мечтал лишь о том, чтобы меня не погнали с работы и дали когда-нибудь поставить еще одну картину». В итоге его фильмография насчитывает 30 пунктов.
Конечно, даже при его уровне известности, Рязанову приходилось «пробивать» в высоких кабинетах право снять очередной фильм без всяких поучительных уроков для советских людей. «Но надо же иногда и просто посмеяться», — объяснял он чиновникам. А тем, кто не гнался за этикой и моралью, объяснял другое: «Где есть юмор — там есть и правда».
Спасибо за все, Эльдар Александрович!
PS. Что есть установка весело встретить Новый год — помним.
Эльдар Рязанов на съемках фильма «Вокзал для двоих», с Людмилой Гурченко…
«Гараж», со Светланой Немоляевой и Валентином Гафтом…
«Жестокий романс», с Ларисой Гузеевой и Никитой Михалковым…
«Ирония судьбы, Или с легким паром», с Барбарой Брыльской и Андреем Мягковым.
Фото: eldar-ryazanov.ru