Есть ли что-нибудь хуже пришествия Антихриста? Скверный фильм об этом!
Немного капризная блондинка Анджела (Оливия Дадли) хочет разрезать именинный торт, а разрезает палец — так сильно, что папе и бойфренду приходится доставить ее в больницу. Папа и бойфренд и сами на ножах, но скоро их девочка раскапризничается так, что будет не до самцовых терок.
Психиатр признает, что бессилен перед такой пациенткой. Полицейский, попытавшийся опросить Анджелу, наложит на себя руки. И только бывший военный, переквалифицировавшийся в священника (Майкл Пенья), догадается, что за помощью надо бежать не в аптеку, а в Ватикан, к специалистам по экзорцизму.
Завязка не поражает воображение, но в фильмах такого рода главное не сюжет и даже не актерское ремесло, а режиссерские навыки: умение нагнать жути, заставить зрителя вцепиться в подлокотники кресла, а то и зажмуриться — и все одними только внезапными шорохами и перестукивания. С этим совсем не задалось.
В режиссерском кресле — Марк Невелдайн. Это его первый «сольный» фильм. До этого в паре с Брайаном Тейлором он снял две серии «Адреналина», «Геймера» и «Призрачного гонщика-2». Последний фильм был очевидной неудачей, но три предыдущих явно указывали на то, что ремеслом авторы владеют виртуозно. Что же пошло не так? Кто-то вселился в Невелдайна и ему самому не помешал бы сеанс экзорцизма? Или проблема в том, что из режиссерского дуэта «выселился» Тейлор?
Впрочем, надежнее обратиться к фактам. В сценаристах «Ватиканских записей» значится Крис Морган, написавший несколько серий «Форсажа» и сценарий замечательного фильма «Сотовый» — во всех действие развивается на запредельных скоростях. Невелдайн тоже был хорош в фильмах, которые не только героям, но и зрителям не давали возможности остановиться и отдышаться. Тут же перед «гонщиками» стояла совершенно иная задача: делать паузы, не хуже мхатовских, чтоб у зрителя волосы успели зашевелиться. Тут надо было сделать так, чтоб кровь в жилах стыла, а они спецы по ее закипанию.
В итоге кровь и не стынет, и не закипает. Глаза закрываются — но не от ужаса, а от скуки. А вот на прорехи в сценарии уже не получается закрыть глаза. Музыка, которая то и дело пытается подсказать, где ты должен насторожиться или испугаться, вызывает раздражение. Кардинал, явившийся из Ватикана на церемонию изгнания дьявола в одиночку и налегке, будто ему предстоит принять роды у кошки, — только снисходительный смех. Спецэффекты? Увы, и их не назовешь чертовски прекрасными.
Вам понравится, если: вы предпочитаете держаться от ужасов подальше, но друзья затащили вас на сеанс — поверьте, это совсем-совсем не страшно. Если вы и не уснете ночью, то только потому, что будете думать о бездарно потраченных деньгах на билет.
Вам не понравится, если: для жанра ужасов вы не делаете никаких скидок и надеетесь, что очередной сеанс экзорцизма в кино сможет сравниться с тем, что в 1973-м провел Уильям Фридкин (у «Изгоняющего дьявола», между прочим, было 10 номинаций на «Оскар» и две статуэтки в итоге).
Мнение: «Первый сольный режиссерский выход Марка Невелдайна — это глупый, визгливый, но вполне смотрибельный триллер об экзорцизме», — Джастин Ченг, variety.com
Важно знать:
— Возможно, на этапе замысла «Ватиканские записи» были стоящим проектом. Во всяком случае, в 2009 г. сценарий фильма вошел в так называемый «Черный список» — перечень многообещающих сценариев, по которым все еще не сняты фильмы, потому что не нашлись продюсеры и бюджет. Тем удивительнее, что в итоге сценарий оказался слабым звеном фильма.
— Бюджет фильма составил всего $8,5 млн.