Успех к Иварсу Эдмундсу Калныньшу пришел еще в молодости. Он стал необыкновенно популярным актером, прежде всего, среди женской половины населения. Силой обаяния и таланта покорил миллионы женских сердец, а его чарующий латышский акцент просто сводил с ума зрительниц. Он стал воплощенной мечтой дамской аудитории.
Вопрос: Вы не любите давать интервью. Почему?
Ответ: Я — личность, во многом закрытая для СМИ, на вопросы о личной жизни отвечаю весьма редко, предпочитая беседовать лишь о моем творчестве.
В: Последнее время снимались во многих сериалах. Вам нравятся долгоиграющие теленовеллы?
О: Работа в многосерийных фильмах мелодраматического жанра мне интересна. Хотя, на время съемок в Москве приходится брать отпуск за свой счет. Ведь, играю еще в двух рижских театрах — Малом и Новом. Но я привык к такому кочевому образу жизни — мне это по душе. Кстати, в теленовелле «Вера. Надежда. Любовь» я играл вместе с украинскими актерами: Ольгой Сумской, Владимиром Горянским и Олесей Жураковской.
В: В какой из Ваших ролей, зрители могут увидеть настоящего Ивара Калныньша?
О: И в кино, и в театре я всего лишь, играю определенную роль, написанную сценаристами. Не путайте, пожалуйста! Актеры только играют заданную роль, не надо нас сравнивать с киногероями. Я просто воплощаю образы — это моя работа. Не нужно путать Ивара Калныньша с сыгранной им ролью! Актерская работа — искусство перевоплощения, и не более того. Мы не играем свою жизнь. Тот или иной образ присутствует только на съемках, пока нахожусь в кадре.
В: Можете отказаться от роли, если она Вам не по нраву?
О: А я и отказывался. Но не могу назвать эти роли, ибо их не сыграл. Зачастую такое происходит из-за нехватки времени или же не устраивает режиссер или сценарий. Вообще, всеми техническими вопросами ведает мой агент — я этим даже не занимаюсь. Мы потом обсуждаем только детали.
В: Свою кинокарьеру Вы начали в образе героя-любовника, в фильме «Театр»…
О: Ошибка молодости. Это было более тридцати лет назад.
В: Насколько закулисная жизнь бомонда, показанная в фильме «Театр», отличается от нравов современной театральной элиты? Соответствует ли действительности известное выражение: «Театр — террариум единомышленников»?
О: Это по поводу МХАТа так говорят. МХАТовцы над собой шутят таким образом. Не в каждом театре имеет место террариумная атмосфера. И театральная история, рассказанная нам Сомерсетом Моэмом и сам фильм, абсолютно не соответствуют тому, что происходит сегодня или даже происходило вчера. Там показаны нравы начала ХХ века. Сейчас в мире кино все иначе организовывается, даже по-другому «примадонят». И вообще, странно, что фильм «Театр» появился в СССР… Автор новеллы, по которой снята картина, как известно, в 20-х гг. ХХ века был тайным агентом Скотланд-Ярда на территории России.
О: Я не эксперт по качеству и не театральный критик, а лишь артист. Но, лично мне такое театральное движение нравится. Можно сделать некую сборную команду актеров из разных городов и театров, собрать их в одном проекте, чем не занимается ни один академический театр. В стационарных театрах засиживаются престарелые главные режиссеры, «обросшие мхом», ни на что уже не способные.
Конечно, такое положение дел не во всех театрах. Но, с годами, какая-то инерция наблюдается. И театр превращается в «неживой» организм, в болото, где не вырастет тот «цветок искусства», появления которого ждет зритель. Надо признать, что антрепризное движение, по сути своей — абсолютно «живой» организм. И своим коллегам пожелал бы участвовать в таких проектах, но при этом, добросовестно относиться к своей работе. В результате, будет и качество постановок, и любовь зрителей.
В: На Ваш взгляд, почему в современном российском кино, при наличии довольно больших денег и массе разноплановых актеров и режиссеров, не появилось такой же яркой плеяды кинозвезд, как в советский период?
О: Я с Вами не совсем согласен. К примеру, взять ту же раскрученную в свое время «Фабрику звезд». Не надо надеяться, что люди придут в профессиональный мир с потрясающим образованием оттуда, с творческой супербиографией. Ерунда! Кинематограф — не только творчество, но и производство. Это целая система, которая начинается с образования. В советские времена было именно так. И в любой нормальной стране исключительно образование рождает профессионалов своего дела, которые знают историю культуры – если не полностью, то, хотя бы, частично. Чтобы они могли не только «зависать» в Internet и Facebook, но и пойти в библиотеку.
А, главное, чтобы был в глазах блеск, но не при виде денег. Деньги — они всегда найдутся, а качество бумажными купюрами не купишь. Его надо создавать, трудиться долгие годы, учиться актерскому ремеслу. Когда же ангел искусства пролетит и прикоснется своим крылышком, может, и искусство маломальское получится. Вот такая схема: другого пути нет. Ни «Фабрики», ни иные системы, ни пиар в «желтой» прессе не помогут.
В: Ностальгируете по старым советским временам: укладу жизни, творческим возможностям?
О: Наоборот. Я с коммунистическим движением никак не связан: не был ни пионером, ни комсомольцем, ни, тем более, коммунистом. И не связан с какой-либо политической системой. Я живу в своей стране — это Театр и Кино.
В: Говорят, Вы сочиняете песни и музыку?
Сплетни! Это были некие моменты влюбленности, когда я почувствовал, что во мне рождается поэт. Но, так продолжалось весьма недолго. Через какое-то время, почитав свои «бессмертные» творения, понял, что лучше Пушкина читать. Кстати, это один из моих любимых поэтов. Хотя, есть еще несколько сотен поэтов, которых читаю с удовольствием. Особенно Шекспира уважаю.
В: Какие впечатления остались от телепроекта «Танцы на льду»? Поддерживаете ли Вы отношения со своей напарницей — фигуристкой Майей Усовой и другими спортсменами?
О: К сожалению, особо крепких отношений нет. Встречаемся редко. Почти все фигуристы, участвовавшие в этой программе, живут в США. Но среди всех телевизионных проектов — это самое красивое шоу, которое понравилось мне своей идейной неординарностью.
В: Как Вы попали на такую программу?
О: Мне позвонили с телевидения и предложили танцы на паркете и на льду. Я решил, что танцевать на паркете — очень сложно. А так как когда-то играл в хоккей, то на коньках умею стоять. Мне казалось, что все будет очень легко и просто, хотя на фигурных коньках не катался ни разу. И зубцы на фигурных коньках стали роковыми. Жаль, что после первого тура я травмировал ногу, и мы с партнершей вынуждены были покинуть ледовую арену.
Но мне было безумно интересно участвовать в проекте «Танцы на льду». И многие участники за короткий срок постигли азы фигурного катания, хотя некоторые вообще не умели даже стоять на коньках. Одним словом, такой опыт дорогого стоит! К примеру, телепроекты, где требуется кушать каких-то насекомых, валяться в грязи, у меня лично не вызывают никаких эмоций.
В: В жизни удалось поймать свою «золотую» рыбку?
О: Конечно. Ношу ее всегда с собой. Подкармливаю своим потом, слезами, переживаниями, талантом — чтобы она постоянно была жива, подсказывала мне, как вести себя, творчеством заниматься. Я купил одну такую рыбку в Китае, правда, она из меди. Повесил ее над роялем у себя дома. Так что эта китайская рыбка — символ всех рыбок, которая, наверное, и приносит мне счастье.
В: Случайно, рыбок не коллекционируете?
О: Увы. Я коллекционирую прекрасные воспоминания о чудных встречах, прекрасных эмоциях. Надеюсь, придет время, когда покажу всю коллекцию: нарисую, а может, это выльется в великолепную музыку.
В: В Вашей жизни присутствует культ денег?
О: Меня в детстве учили не хвастаться количеством денег либо наличием лучших вещей, нежели у соседа. И тот факт, что наши сегодняшние богачи, так называемые «новые», кичатся деньгами, лишь указывает на то, что они малость туповатые люди. Судя по всему, кроме денег, им нечем больше хвастать. Хвастовство — плохая черта человеческого характера.
В: Насколько в современном обществе актуален образ «рыцаря плаща и шпаги»?
О: Такой образ всегда будет востребован. Просто количество рыцарей, наверняка, меняется. Проходит какое-то время без рыцарей, а потом, опять, появляется потребность в них. Так что, не все безнадежно.
О: Впервые я обзавелся семьей рано: в 22 года. С женой Илгой прожили двадцать лет: расстались без сцен и упреков. У нас растет двое дочерей. Через год после развода, на съемках фильма «Тайны семьи де Граншан» познакомился со своей второй супругой Аурелией Анужите, тоже актрисой. Сперва все было идеально, хотя у нас разница в возрасте — 24 года (Аурелия – ровесница старшей дочери). Со временем, отношения становились сложнее: измены Аурелии, а потом — мои, в отместку. Мы все чаще жили порознь, а через семь лет развелись. Наверное, надоели друг другу — много всего накопилось. А может, я просто не могу жить долго с одной и той же женщиной. Но у нас растет прекрасный сын.
В: Какие воспоминания остались о былой супружеской жизни?
О: Обо всех браках вспоминаю с благодарностью и грустью одновременно. Все мои дети родились в любви, потому что я любил этих женщин, и они меня любили — это были взаимные чувства. И очень жаль, что такие чувства, через какое-то время, уходят. Не пойму, почему так происходит?
В: Теперь в Вашей жизни опять есть женщина: 37-летний юрист Лаура Магазниеце, с которой воспитываете двоих детей. Существенная разница в возрасте, не смущает?
О: Мне 67 лет. Но у нас нет ни личных, ни профессиональных споров — царят любовь и гармония. В такой атмосфере мне хочется сниматься и на сцене играть. С Лаурой мы вместе уже пятнадцать лет, хотя официально оформили отношения лишь в 2009 г. А тринадцать лет назад у нас появился первый общий ребенок — дочь Луиза Дарта. Сейчас она учится в Рижском французском лицее, занимается акробатикой и народными танцами, играет на флейте. Пять лет назад жена подарила мне дочку Вивьен.
В: Что самое главное в семейных отношениях?
О: Терпение. Также должны присутствовать взаимоуважение и любовь. Если хоть одно из этих чувств исчезает, люди расстаются.
Расскажите о своих старших детях.
У меня две изумительные взрослые дочери: 43-летняя Уна и 36-летняя Эллина. Есть внуки Валт и Тум — 15 и 6 лет, соответственно. У нас прекрасные отношения. Очень горжусь своими дочерями. К примеру, идем с ними по лесу: увидим по дороге цветок или растение, и они знают его название. Я иду за девочками и удивляюсь. А потом, беру энциклопедию и проверяю – и, действительно, все совпадает! Хотя, у них обеих нет специального образования в этой сфере. Есть 21-летний сын Микас, от второго брака. Общаемся с ним, в основном, на латышском языке. Но, он также свободно говорит по-литовски (его мама Аурелия — литовка), по-русски и по-английски.
В: Как отдыхаете? Предпочитаете активное или пассивное времяпрепровождение?
О: Раньше любил отдыхать дома, на кухне. Надевал тапочки и сидел в углу молча три дня, в полном одиночестве. Иногда смотрел телевизор, который был не включен, и комкал газету. Отдохнул так три дня, и снова в строю. Иногда, по вечерам хочется куда-то сходить, особенно, в театр в качестве зрителя, но времени катастрофически не хватает. Ведь сейчас у меня маленькая дочурка и жена, которым нужны любовь и забота. Вообще, моя жизнь распланирована на несколько месяцев вперед: съемки в фильмах и телесериалах; спектакли, концерты, записи песен.
В: Спортом увлекаетесь?
О: Нет, но моя страсть – горные лыжи. Катаюсь давно. Был в Швейцарских и Австрийских Альпах. Дома, в Латвии, еду на машине в Сигулду и катаюсь там пару часов без передышки. Еще обожаю верховую езду.
В: В общем, ведете здоровый образ жизни. А как насчет алкоголя?
О: Крепкие напитки стараюсь употреблять не часто, хотя люблю виски, коньяк, водку. Очень нравятся вина: красные и белые, в зависимости от блюда, к которому подаются. Но перед спектаклями и съемками не позволяю себе ни капли.
В: С каким животным ассоциируете себя, по характеру?
О: Я так часто меняюсь! Бываю орлом, лягушкой, иногда львом, конем или слоном и, даже, маленькой мышью. Мой характер так изменчив… Во мне живет столько разных зверушек — целый зоосад!
Родился 1 августа 1948 г. в Риге (Латвия). После окончания театрального факультета Латвийской консерватории им. Яна Витола стал актером Художественного академического театра им. Яна Райниса в Риге. В 1990-ые годы был депутатом латвийского сейма, заседал в комиссии по культуре. Ныне — вице-президент российско-латвийского совместного предприятия «Мариарти». Громкие кинороли: «Театр» (Том Феннел), «Сильва» (Эдвин), «Зимняя вишня» (Герберт), «Искушение Дон Жуана» (Командор), «Тайны дворцовых переворотов» (фон Миних), «Бальзаковский возраст или…» (олигарх).
Беседовала Татьяна Омельченко