Дюжина кинокартин, которые не стоило пропускать в этом году. Если такое случилось — будете знать, чем занять вечера на предстоящих каникулах.
В этот список попали только те фильмы, которые в 2013-м побывали в украинском прокате. Поэтому среди лучших нет, например, лент «Афера по-американски» Дэвида О. Расселла, «Она» Спайка Джонза, «Внутри Льюина Дэвиса» братьев Коэн или «Волка с Уолл-стрит» Мартина Скорцезе — их достоинства, о которых уже вовсю трубит западная пресса, украинскому зрителю предстоит оценить только в 2014 г.
«Анна Каренина»
Режиссер: Джо Райт
В ролях: Кира Найтли, Джуд Лоу, Аарон Тейлор-Джонсон
Том Стоппард, оскаровский лауреат (за сценарий «Влюбленного Шекспира») и классик современной литературы (ваш обозреватель «проходил» его на филфаке еще 15 лет назад), переписал Льва Толстого под нужды кинематографа и режиссера Джо Райта («Гордость и предубеждение», «Искупление»). Жаклин Дюрран, получившая в 2013 г. «Оскар» за костюмы к «Карениной», одела героиню Киры Найтли в украшения Chanel, а идеи нарядов для персонажей посмотрела в коллекциях Dior и Balenciaga.
Многие осовремененного Толстого ожидали с опаской: пересказать величайший роман за два часа, да еще в формате театральной вакханалии? Фильм оказался не буквальной иллюстраций к тексту (кому такие нужны?), а по-настоящему глубокой, авторской, но при этом следующей духу Толстого интерпретацией. Кира Найтли лишний раз доказала, что она не только красавица, но еще и умница. Ну, а насчет Джуда Лоу, кажется, и так не было сомнений.
«Джанго освобожденный»
Режиссер: Квентин Тарантино
В ролях: Джейми Фокс, Кристоф Вальц, Леонардо ДиКаприо, Керри Вашингтон, Сэмюэл Л. Джексон
Квентин Тарантино снова самый кровожадный, остроумный, умный, безудержный. Чтобы получить удовольствие от его фильма, снова не обязательно располагать энциклопедическими знаниями по истории кино (хоть лишними они и не будут). Опять по заслуженному «Оскару» у Тарантино (за сценарий) и Кристофа Вальца (за роль второго плана).
Небо синее, вода мокрая, Волга впадает в Каспийское море, киноакадемики привычно игнорируют Леонардо Ди Каприо, поскупившись даже на номинацию, а ведь тут он дает одного из лучших психопатов в своей карьере.
«Железный человек – 3»
Режиссер: Шейн Блэк
В ролях: Роберт Дауни-мл., Гвинет Пэлтроу, Дон Чидл, Гай Пирс, Бен Кингсли
Достоинства Тони Старка в сравнении с героями других кинокомиксов очевидны. Вместо облегающих трико у него штаны из сплава титана из золота. Вместо свинцовой серьезности и пафосного занудства — самоирония и парочка оригинальных фобий. Плюс у Тони Старка внешность и харизма Роберта Дауни.
Но не только этим безотказным набором объясняется тот факт, что третья часть франшизы оказалась едва ли не лучше двух предыдущих (а те и сами были ого-го). Дело еще и в том, что в режиссерском кресле уселся один из лучших современных сценаристов – придумавший «Смертельное оружие», «Последнего бойскаута» и «Поцелуй на вылет» Шейн Блэк.
«Пленницы»
Режиссер: Дени Вильнев
В ролях: Хью Джекман, Джейк Джилленхол, Мелисса Лео, Пол Дано
Триллер о поисках двух похищенных девочек. И отце одной из них (Хью Джекман), пытающемся найти детей и отличия между добром и злом. Страшное, увлекательное, умное, глубокое кино. Если со времен «Горбатой горы» вы позабыли о том, что Джилленхол отличный актер, – вот вам напоминание. Если думаете, что Джекман против плохих парней выходит только оснащенный когтями из адамантия, – вот вам опровержение.
«Жизнь Адель»
Режиссер: Абделатиф Кешиш
В ролях: Адель Экзаркопулос, Леа Сейду
Победитель Каннского кинофестиваля. Фильм, шокировавший первых зрителей и рецензентов беспрецедентно откровенными и продолжительными как для большого экрана эротическими сценами (да еще и избыточно, на грани хорошего вкуса, красивыми), в итоге оказывается пронзительной историей любви, наблюдая которую, быстро перестаешь обращать внимание на то, что она – между двумя девушками. Но конфликт тут все-таки есть: одна из них бедна — другая богата, у них один пол — но разные происхождение и бэкграунд. Вот это-то и непоправимо.
«Транс»
Режиссер: Дэнни Бойл
В ролях: Джеймс МакЭвой, Венсан Кассель, Розарио Доусон
Гипнотически прекрасное кино про амнезию, чей сюжет разворачивается по большей части в голове у героя МакЭвоя, который, как и Бойл, давненько не демонстрировал нам своих отменных кондиций.
Привычная энергичность и напористость Бойла. Хмурые брови силящегося вспомнить все МакЭвоя. Как никогда уместная брутальность Касселя. Огромные губы и узкие бедра Розарио Доусон. Картина Гойи, из-за которой началась вся эта заворуха. В этом фильме прекрасно решительно все.
Режиссер: Альфонсо Куарон
В ролях: Сандра Буллок, Джордж Клуни, Эд Харрис
Безупречно снятая и сыгранная драма, которая вынудила Джеймса Кэмерона назвать работу Куарона лучшим в истории кинофильмом о космосе.
Блокбастер, разыгранный тремя актерами (один из них за кадром, а второй не злоупотребляет своим присутствием на экране). Захватывающие космические приключения, в сюжете которых, по стандартам жанра, нет ровным счетом ничего примечательного – ни тебе плюющихся кислотой Чужих, ни астероида, который надо остановить на пути к Вашингтону. Невесомость, снятая на Земле. С какой стороны к «Гравитации» не подступись — она необычна и невероятна. Разве что 49-летняя Сандра Баллок в нижнем в белье выглядит ожидаемо потрясающе.
Режиссер: Жора Крыжовников
В ролях: Сергей Светлаков, Юлия Александрова, Егор Корешков
Трейлер и сочный псевдоним Крыжовников, за которым зачем-то скрылся театральный режиссер Андрей Першин, обещал очередную российскую комедию, факт вынужденного знакомства с которой придется скрывать от друзей, не признающих ничего проще Эмира Кустурицы и Павла Лунгина. Внезапно вместо «ржаки» широкому массовому зрителю предложили достовернейшую реконструкцию такого могучего феномена, как русская свадьба. К тому же ужасно смешную. А Крыжовников оказался прямым наследником (не подражателем!) и Кустурицы, и Лунгина.
В 2013 г. вышло немало добротных и нестыдных российских фильмов: «Географ глобус пропил», «Легенда №17», «Майор», «Интимные места» и даже «Сталинград». «Горько!» делает всех.
«Лучшее предложение»
Режиссер: Джузеппе Торнаторе
В ролях: Джеффри Раш, Джим Стерджесс, Сильвия Хукс, Дональд Сазерленд
История любви закомплексованного престарелого коллекционера женских портретов и прекрасной незнакомки, которую он видит своим лучшим экспонатом, разворачивающаяся под тревожный саундтрек Эннио Морриконе. История о том, что чувства – это всегда страшно, непонятно и чревато обманом. Что правда и ложь неразличимы даже под лупой. Что хороший фильм о любви – это обязательно очень красиво и очень грустно.
Режиссер: Бальтасар Кормакур
В ролях: Дензел Вашингтон, Марк Уолберг, Пола Пэттон, Билл Пэкстон
Это место было зарезервировано для фильма, от которого никто ничего особенного не ждал, но который оказался — нет, не выдающимся, всего лишь приятным. Сюда просится и «Возлюбленный из будущего» — трогательное, замешанное на английских шуточках в исполнении Билла Найи и фирменной сентиментальности Ричарда Кертиса, автора «Реальной любви» и «Ноттинг Хилла», кино. И «План побега», где сошлись наконец Сталлоне и Шварценеггер. И «Мы — Миллеры» — ура, смешная комедия с Дженнифер Энистон. Но умилительную улыбку и желание еще раз полюбоваться их перебранками и подвигами вызывают именно герои Вашигтона и Уолберга.
Режиссер: Стив Маккуин
В ролях: Чиветел Эджиофор, Майкл Фассбендер, Бенедикт Камбербэтч, Брэд Питт
Фильм об ужасах рабства, калечащего и хозяев, и их живую собственность, не делает переворота в кинематографе и не поражает воображения оригинальностью высказывания, хоть от Макккуина можно было бы ожидать и того и другого. Это просто очень профессиональное, крепкое кино — от сценария и грима до актерских работ, — проговаривающее простые, но важные вещи, от озвучивания которых развлекательная индустрия все время уклонялось, маскируя чувства стыда и вины то под тарантиновские шуточки, то под благостность в духе «Унесенных ветром».
«Хоббит: Пустошь Смауга»
Режиссер: Питер Джексон
В ролях: Мартин Фриман, Бенедикт Камбербэтч, Иэн МакКеллен, Орландо Блум
Премьера этой недели. Даже если вы еще не побывали в театре, вы все об этом фильме знаете — и для этого не нужно быть ни Холмсом, ни Ватсоном. Кино про гномиков и дракончиков может быть удивительно жизненным. Питер Джексон умеет переложить Толкиена на язык картинок так, что его фантазии и изобретательности позавидовал бы сам Толкиен. Выходящий в конце года в прокат фильм Джексона, как обычно, оказывается визуальным пиршеством такой мощи, что все виденное ранее кажется не ценнее соломы.
Добавить к этому нечего. Если когда-нибудь у Джексона с Толкиеном что-то не заладится, и плод их совместного творчества не окажется очередным лучшим фильмом на свете, мы немедленно подготовим об этом экстренное сообщение. Но пока — тьфу-тьфу — ничего не предвещает.