Стиль жизни

Кинорецензия. «Враг» — у Дэвида Линча появился мощный соперник

После просмотра этого триллера финал «Шестого чувства» Шьямалана уже не будет казаться вам самым головокружительным и непревзойденным.

Пролог. Мужчина, похожий на Джейка Джилленхола, скучает на вечеринке, проходящей в стремных мрачных застенках. В мероприятии участвуют обнаженные женщины, похотливые мужчины, пауки-тарантулы, столовое серебро. Обозреватель «Экономических Известий» не зажмурился от страха и отвращения — и досмотрел фильма до конца. Чтобы зажмуриться снова: сначала от беспомощности, а потом и от удовольствия.

Адам — безобидный на вид и, кажется, довольно занудный преподаватель истории с внешностью Джилленхола – по совету коллеги берет фильм в видеопрокате и в актере эпизодической роли узнает себя. Этот удивительный факт увлечет его так, что он охладеет даже к своей красавице-подружке (актриса Мелани Лоран, известная по «Бесславным ублюдкам» Тарантино). Двойником, или даже клоном, окажется Энтони, малоизвестный актер с беременной женой и скверным характером. Герои встретятся –—и после этого ни их, ни ваша жизнь уже не будет прежней.

Взятый в прокате фильм лишил покоя и сна учителя истории. Будьте уверены, то же самое сделает с вами кино Дени Вильнева — талантливого канадского режиссера, чьих «Пленниц» «i» уже включали в список лучших фильмов прошлого года.

Тут не дающее расслабиться ни на минуту повествование: во-первых, жутко интересно, а во-вторых, просто жутко. И ошеломляющий, обескураживающий финал. И еще эти проклятые пауки — которые возьмут за душу не только арахнофобов.

Прежде чем махнуть рукой и согласиться со сделанным на вступительных титрах заявлением о том, что «хаос — это порядок, только не расшифрованный», вы убьете пару-тройку дней на поиски ключа к этому ребусу. Имейте в виду: на какой бы версии вы ни остановились — она покажется вам неудовлетворительной, потому что любая трактовка будет слишком банальной для этого незаурядного фильма.

Лаконичный, но многозначительный желтоватый кадр. Скупые, но исчерпывающие диалоги. Убедительная, но ненавязчивая игра актеров… В этом кино хорошо все, вплоть до финальных титров. Их тоже смотришь, едва дыша, до самого-самого конца, в надежде на разгадку и с идиотской улыбкой: черт возьми, но ничего же не понятно, кроме того, что это было что-то вопиюще крутое и могучее.

В фильмографии Вильнева три громких фильма — и они абсолютно разные. Во «Враге» он в легкую обставляет Линча и Шьямалана. В «Пленницах» блистательно преследует Финчера. В «Пожарах» соревнуется с Эсхилом, отцом древнегреческой трагедии. Сходство у фильмов лишь одно: очевидно, что это продукция очень мастеровитого и при этом щедро одаренного автора. Если в этот раз Вильнева не номинируют на «Оскар», у нас будет еще одна загадка года.

В одном интервью Вильнев сказал, что обожает интеллектуальные спарринги со зрителем. А когда корреспондент на прощание сообщил, что с нетерпением ждет премьеры «Врага», ехидно заметил: «Готовься, приятель, — придется пораскинуть мозгами». Так вот, если это и метафора, то в том смысле, что фильм сносит крышу и взрывает мозг.

Вам понравится, если: вы любите фильмы, после просмотра которых тянет не домой или в ресторан, а в кассу кинотеатра — за билетом на еще один сеанс этой же ленты.

Вам не понравится, если: вы считаете, что задача режиссера — не ставить вопросы и оставлять их повисшими в воздухе, а отвечать на них — по возможности коротко и ясно; а также если вы ходите в кино, чтобы развлечься, отвлечься, расслабиться и отдохнуть.

Мнение: «”Враг” относится к тому виду кинематографических головоломок, которые не предполагают ключа для разгадки. Их смысл обычно бывает зашифрован в очень личной символике – и попытки взломать код могут быть достаточно веселыми, если только вы не слишком ориентированы на результат. Вполне возможно, и сам Вильнев точно не знает, что хотел сказать своим «Врагом». Если так, его фильм – своеобразный тест Роршаха: какими бы ни были ваши ответы – они будут показательны», – Рафер Гузман, Newsday.

Важно знать:

— Формально «Враг» — экранизация книги нобелевского лауреата Жозе Сарамаго «Двойник». Но в ней не отыскать ключей к сюжету фильма — адаптация слишком вольная. Однако разгадкой к киношараде может стать формулировка, с которой Нобелевский комитет вручил писателю премию: «За работы, которые, используя притчи, подкрепленные воображением, состраданием и иронией, дают возможность понять иллюзорную реальность».

— Все участники съемочной группы подписали бумаги, запрещающие как-либо комментировать присутствие в фильме пауков и пытаться объяснить, для чего они нужны в этой истории.

— Главную роль в фильме вместо Джейка Джилленхола могли сыграть Хавьер Бардем (решил, что она не для него) или Кристиан Бейл (сослался на занятость).

— В 2011-м франкоязычный фильм Вильнева «Пожары» был номинирован на «Оскар» (в категории «Лучший фильм на иностранном языке»), тогда же кинематографический вестник Variety включил Вильнева в 10-ку самых многообещающих режиссеров.

— На родине за «Врага» Вильнев уже получил Canadian Screen Award как лучший режиссер.

Наталья Кандаурова