Стиль жизни

Кинорецензия. «12 лет рабства» — трудный фильм, обязательный к просмотру

У критиков только одна претензия к режиссеру Маккуину: почему он не снял это важное кино раньше?

«Меня зовут Соломон Нортап. И я свободный человек», — герой Чиветела Эджиофора, талантливый скрипач, обнаруживший себя в рабских кандалах после ужина с обилием спиртного, рассчитывает, что это заклинание поможет ему вернуться к семье и привычному образу жизни.

На самом деле, для решения этой задачи ему понадобятся долгих 12 лет, в течение которых он вынужден будет выбирать между жизнью и выживанием, примерит на себя психологию и одежду раба и умудриться сохранить под ней свободного человека.

Освободившись, Нортап написал книгу о выпавшем ему испытании, которая и легла в основу сценария, так что перед режиссером Стивом Маккуином («Голод», «Стыд») стояла непростая задача: увлечь зрителя историей, финал которой ему известен уже из названия фильма. Учтите при этом еще, что зрелище на экране разворачиваться невыносимое: побои, пот, кровь, рваное мясо, вопиющая бесчеловечность, унижающая не только раба, но и его хозяина.

Признаться, этот фильм я смотрела глазами впечатлительного первобытного зрителя. Вместо того чтобы, по обыкновению, оценивать отдельные моменты и фильм целиком, заготавливая на ходу фразы для будущего отзыва, я два часа думала об одном. Все это люди вытворяли меньше 200 лет назад? Всего на расстоянии двух веков от сегодняшнего дня, когда афроамериканец Обама сидит в президентском кресле, а афробританец Маккуин — в режиссерском? Как такое возможно?

Разумеется, о существовании рабства и о том, что оно — зло, я узнала не из этого фильма. Но ни соответствующие параграфы школьных учебников истории, ни сериалы вроде «Рабыни Изауры», ни тарантиновский «Джанго Освобожденный» не провоцировали таких эмоциональных спазмов.

Маккуин справился. И не просто захватывающе пересказал известную историю. Он сделал это так, что затертые факты снова стали вызывать чувство вины и стыда, ранить и обескураживать.

Фильм перенаселен звездами (тут у Брэда Пита и Бенедикта Камбербэтча — всего лишь эпизодические роли). Играют все отменно. И дело, кажется, не только в таланте актеров и умении режиссера правильно ставить задачи и добиваться своего. Тема ко многому обязывает. Майкл Фассбендер признался, что заплакал, когда впервые прочел сценарий. Он тогда еще не знал, какую роль предложит ему Маккуин. Оказалось, это роль плантатора-психопата, который вычитывает в Библии, что бить палками своих рабов — едва ли него обязанность.

Чиветел Эджиофор изображает драму, не прибегая при этом к сомнительным актерским приемам, которые известны под названием «играть на разрыв аорты»: он лаконичен и даже скуп, но при этом предельно точен. Фассбендер, напротив, идет в разнос, как того требует его роль. И еще тут невероятная кенийская актриса-дебютантка с дипломом Йельского университета Люпита Нионго — запомните ее имя.

Вам понравится, если: вы понимаете, что хорошее кино не обязано иметь «приятный» сюжет.

Вам не понравится, если: вы ходите в кино, чтобы отдохнуть, развлечься и отвлечься от проблем.

Мнение: «Ключевая сцена — в середине фильма: жизнь Нортапа в опасности и каждый, кто видит это, должен бросить все и прибежать на помощь. Но вместо этого на фоне его мучений персонажи занимаются своими делами, опустив головы и боясь вмешаться. Это напоминание о том, что отводящий взгляд в сторону поддерживает несправедливость. Смотрите фильм. Читайте книгу Нортапа. Задумайтесь об этом», — Колин Коверт, startribune.com.

Важно знать:

— У «12 лет рабства» 7 номинаций на «Золотой Глобус» (и наверняка будут на «Оскар»).

— Американские кинематографисты по минимуму задействованы в фильме об ужасах американского рабства: режиссер Маккуин и актеры Чиветел Эджиофор и Бенедикт Камбербэтч — британцы, Макйкл Фассбендер — немец с ирландскими корнями, Люпита Нионго родилась в Мексике, а выросла в Кении.

— В 1984 г. уже выходил телевизионный фильм по мемуарам Соломона Нортапа — «Одиссея Соломона Нортапа».

Наталья Кандаурова