Стиль жизни

В чем сила, Marvel?

Как устроен обреченный на успех фильм «Первый мститель: Другая война» (он сейчас в украинском прокате) и другие экранизации марвеловских комиксов? И почему именно в смутные времена стоит к ним присмотреться?

Позвольте сначала объясниться. К чему это мы предлагаем поговорить о безупречном устройстве марвеловских кинокомиксов, когда в стране и на душе так неспокойно? И есть заботы поважней – жителям некоторых регионов, вообще, с утра неплохо бы поинтересоваться, в какой стране они проснулись. И ладно бы речь шла о чем-то сенсационном. Так нет. С марвеловского конвейера всегда сходит одно и то же: веселые, яркие, ладно скроенные и крепко сшитые истории о приключениях обаятельных супергероев и неотразимых мерзавцев. Именно потому, что призрачно все в нашем мире бушующем, стоит обратиться к кино, не сулящему никаких сюрпризов, утверждают «Экономические известия».

Удовольствие по расписанию как лекарство от стресса

Дело вот в чем. Употребляя слово «стресс» в быту, мы подразумеваем какие-то негативные события. А биологи объясняют, что стресс — это реакция организма на любую неожиданность: для нервной системы предложение руки и сердца — такое же потрясение, как просьба о разводе.

Мало ли что отправятся штурмовать сегодня активисты? И какие еще реформы придумает правительство? Может, они даже что-то дельное и спасительное учудят, но ведь это будет сюрприз, а значит — стресс.

«Стресс — это в значительной степени реакция на новизну. Если в вашей жизни слишком много новизны, ее надо компенсировать повторяющимися ритуалами. Пускай мир рушится, но каждый день с 22:00 до 22:30 вы валяетесь в ванне, а каждый второй четверг ходите с друзьями играть в бильярд — возможно, именно благодаря этому мир устоит, — пишет нейрофизиолог Ася Казанцева в книге «Кто бы мог подумать! Как мозг заставляет нас делать глупости». — С этой точки зрения очень хороша серийная литература. Нам нравятся герои, мы знаем, чего от них ожидать, мы им сопереживаем, и мы покупали книжки о них и пять, и десять лет назад, и через десять лет, если все будет хорошо, продолжим покупать — должен же быть в мире островок постоянства».

А британский онколог Дэйвид Эйгас среди 14 простых советов, следование которым увеличивает шансы на долгую здоровую жизнь называет и такой: «Соблюдайте режим питания. Это скучно, но стандартная программа полезна. Поддержание образа жизни на протяжении 365 дней в году снижает стресс. Таким образом, следует есть приблизительно в одно и то же время и не пропускать приемы пищи; лишать себя обеда или ужина означает не только усилить чувства голода, но и спровоцировать подъем уровня кортизола — гормона стресса». Впрочем, это мы слышали в более лаконичной формулировке: «Война войной, а обед по расписанию».

Кинокомиксы Marvel отлично использовать в качестве того самого секретного элемента, который привнесет в жизнь хотя бы иллюзию порядка и гарантирует оправданные надежды.

Во-первых, в соответствии с жанровыми канонами, каждая история увенчается победой добра над злом, можете быть уверены. Во-вторых, в этой выдуманной вселенной масса персонажей, а снятых о них фильмов набралось уже на целый сериал. И, наконец, главное – даже качество любого из марвеловских фильмов не станет сюрпризом, а, следовательно, источником стресса: и тут все предсказуемо, притом предсказания самые радужные.

Почему марвеловские супергерои и фильмы о них – лучшие?

Похоже, и супергерои, и суперзлодеи из вселенной Marvel неуязвимы для кинокритиков. Попробуем разобраться почему.

Это дорого

А вложенные в фильм деньги видны в каждом кадре, а не пущены на ветер. Например, бюджет фильма «Первый мститель: Другая война» составил $170 млн., «Железного человека-3» — $200 млн., позапрошлогодних «Мстителей» — $220 млн.

Можно не сомневаться, что и новые марвеловские фильмы будут высокобюджетными: студии есть, что вкладывать в новые серии, ведь выпускаемые фильмы суперприбыльны. Достаточно сказать, что в пятерке самых прибыльных фильмов в истории кино третье место занимают «Мстители» (заработали больше полутора миллиардов долларов), а пятое — «Железный человек-3», собравший миллиард с четвертью.

Лучшие актеры

Комиксы разыгрывают безусловные звезды. И дело не в том, что они используются в качестве приманки. В большинстве случаев эти актеры не только знамениты и хороши собой, но еще и талантливы в той степени, которая позволяет им привнести в комикс шекспировские нотки и сделать зрелище нестыдным.

Да, эти люди не дешевы. Достаточно сказать, что список самых высокооплачиваемых актеров 2013 года возглавляет Роберт Дауни-мл., уже который год ответственный за роль Тони Старка, а на третьем месте в этой табели о рангах Россомаха Хью Джекман. Но они того стоят.

Профессионалы за кадром

Прежде всего это Стэн Ли, которому сейчас уже 92, — экс-президент издательства Marvel Comics: это он придумал и Железного человека, и Халка, и Спайдермена, и Людей-Икс. ««Железный человек» был написан в 60-е годы. Стэн Ли обладает просто сумасшедшим воображением. Он великий американский писатель, — считает Роберт Дауни. — По комиксам Marvel сняты десятки фильмов, и теперь каждый хочет быть к ним причастным. Но именно Стэн Ли является автором книг об этих персонажах. Он создал крутых, ранимых и очаровательных героев».

Кстати, Стэн Ли часто играет небольшие роли в фильмах о своих героях. Например, в первом «Железном человеке» он выдает себя за редактора «Плэйбоя» Хью Хевнера. Во втором — за телеведущего Ларри Кинга. А в «Мстителях», где он играет безымянного нью-йоркского старичка, получается совсем смешно. Журналисты спрашивают старичка, верит ли они в существование супергероев. Персонаж Стэна Ли раздраженно отмахивается: «Супергерои в Нью-Йорке? Не несите чепуху!».

На съемочной площадке заправляют тоже не последние люди. Так, третьего «Железного человека» писал и снимал Шейн Блэк, которого «i», включал в список лучших киносценаристов.

В режиссерском кресле Marvel предпочитает не философов, а фокусников

И тут неизбежно сравнение  c конкурирующей компанией DC Comics (ее самые известные отпрыски — Супермен и Бэтмен). А именно — сравнение искрящихся легким юмором марвеловских фильмов и фильмов Кристофера Нолана о Бэтмене, которые переливаются оттенками высшего значения и метят в философские притчи, снятые за миллионы долларов.

DC Comics — это развлечение для интеллектуалов. А у фильма «Хранители» не может быть такой же большой аудитории, как у очередной серии «Россомахи», потому что первый — это краткая, но затейливая история мира, а второй — простая и понятная история про парня, который играет мускулами и вздувшимися венами.

Конечно, марвеловские супергерои тоже современны — в том смысле, что у них тонкая душеная организация, они впадают то в депрессию, то в запой, но это не мешает им в кульминационные моменты делать лицо попроще и включать чувство юмора и бойцовские качества.

Само собой, у каждого из этих комиксовых полюсов есть свои поклонники, но все же, если человек рядится в летучую мышь и при этом изображает постную мину — зрительский смех получается незапланированным, а у Marvel каждое наше хихиканье спланировано и прописано в сценарии.

Выигрышный экстерьер

Кстати об ушках и прочей супергеройской экипировке. Марвеловским персонажам просто повезло с внешним видом.

Да, у DC Comics имеется Женщина-кошка (и ее последняя инкарнация — Энн Хэтэуэй), но у Marvel есть: Наташа Романофф (Скарлетт Йонханссон), Эмма Фрост (сыгранная Дженьари Джонс и замечательно названная в украинском дубляже Диамантовой Кралей), Женщина-змея (Светлана Ходченкова) и способная очаровать человека с ядерным реактором вместо сердца Пэппер Поттс (Гвинет Пэлтроу).

У DC Comics — Зеленый Фонарь, а у Marvel — Ящер из «Человека-паука» и Халк. Ушки Бэтмена противопоставлены огненному костюму Тони Старка из сплава золота и адамантиевым когтям Россомахи. Смотрите сами, кто привлекательней:

Вот вам список лекарств от стресса – лучшая продукция с марвеловского конвейера. Принимать  регулярно:

— «Железный человек» (три фильма)

— «Тор» и «Тор 2: Царство тьмы»

— «Мстители»

— цикл о Россомахе и Людях-Икс, особенно хороша серия «Люди Икс: Первый класс»

— «Новый Человек-Паук»

— «Первый мститель» и «Первый мститель: другая война»

Нина Фирсова