Режиссер Абель Феррара интерпретирует сексуальный скандал с участием Доминика Стросс-Кана.
Фильм начинается с громоздких титров, сообщающих, что сюжет хоть и вдохновлен реальными событиями, является вымыслом. Однако в Жорже Деверо (Жерар Депардье), французском банкире, приехавшем в Нью-Йорк не столько по делам, сколько за удовлетворением своего неуемного сексуального аппетита, мы с легкостью узнаем экс-главу Международного валютного фонда.
Особенно после того, как мсье Деверо, ничуть не утомленный после вечеринки с обилием шампанского и девиц легкого поведения, пытается взять в оборот еще и горничную отеля, а его самого немедленно берет в оборот американское правосудие.
Абель Феррара (автор «Плохого лейтенанта» и «Короля Нью-Йорка») заготовил для Жоржа Деверо массу унижений: «голый» обыск в тюрьме, разговоры с психологом, исполнение почти шекспировского монолога о том, что люди не хотят, чтобы их спасали, и что в «безмятежных временах нет изумления».
Но самое главное унижение — это его брак: 20 лет назад Деверо женился на женщине с одинаково большими наследством и амбициями (исполняющая эту роль Жаклин Биссет пребывает в потрясающей форме накануне своего 70-летия!). Муж был для нее проектом: она растила из него будущего президента Франции и уже была в шаге от цели, но не вовремя вошедшая прибраться в номере горничная навсегда лишила ее возможности стать первой леди.
Деверо приступает к плотским утехам, не снимая пальто и не выпуская из рук папки с рабочими документами. При первой встрече с будущим зятем объясняет ему, что буйабес — это такой суп с разной рыбой, секс-вечеринка в тарелке. Томится под домашним арестом, чувствуя себя зверем не только запертым в клетку, но и сильно раненым — ожиданиями жены и общественными стереотипами насчет добродетели. Вопит, что не хочет быть президентом. И излечиваться от сексуальной зависимости — тоже. Ведь эта болезнь — всего лишь его способ чувствовать себя живым, человеком — а не проектом.
Лучшее, что есть в этом фильме и что делает его… нет, не хорошим, всего лишь неплохим, — Жерар Депардье. После 20-минутной вступительной оргии к его герою не испытываешь ничего, кроме отвращения, но проходит несколько секунд — и ты уже окончательно и бесповоротно на его стороне, совершенно не понимая, что же такое произошло. Никаких кульминаций и умопомрачительных соло. Развратник просто хочет получить назад потерянный телефон. Простите за высокопарность, но, кажется, именно это называется магией кино и актерским мастерством.
За всей этой чехардой с получением Жераром Депардье российского паспорта, звания почетного удмурта и пятикомнатной квартиры в Чечне, мы как-то привыкли считать его клоуном, в голове которого произошло что-то необратимое. Поэтому, когда на просмотре «Добро пожаловать в Нью-Йорк» ты вдруг вспоминаешь и понимаешь, что он, вообще-то, отличный актер, все еще способный на многое, становится даже неловко.
Нет, не за глупые шутки о приключениях Депардье в России, которые постил и лайкал в Фейсбуке, — в конце концов, среди них были действительно смешные. А за то, что на премьеру шел — будто в сумасшедший дом. Оказывается, человек может быть хорош в профессии, независимо от того, что у него там в штанах — российский паспорт или улика для дела о сексуальном насилии. Доминик Стросс-Кан тоже, говорят, был далеко не худшим директором в истории МВФ.
Вам понравится, если: вы готовы смириться с тем, что интересный фильм не обязательно бывает увлекательным и захватывающим.
Вам не понравится, если: вы рассчитываете увидеть порнографическую полнометражку или хотя бы судебную драму. В этом фильме есть понемногу того и другого, но в целом это грустная история об одиночестве.
Мнение: «Это фильм «Стыд» с жирным стариком вместо красивого Фассбендера и ледяным «я ничего не чувствую» вместо слез под «Нью-Йорк, Нью-Йорк». В безжалостной документальной манере, гробовой тишине и с предельно серьезными интонациями Феррара ведет нас сквозь сцены свального секса и снятия отпечатков пальцев с одинаковой медлительностью. И хотя слабонервные будут мысленно умолять каждую следующую монтажную склейку прийти поскорее, на это кино стоит обратить внимание решительно всем. Хотя бы чтобы узнать, насколько сильно иногда выступают заслуженные артисты Мордовии», — Павел Прядкин, film.ru.
Важно знать:
— Этот фильм не пустили во французские кинотеатры и не взяли на Каннский кинофестиваль.
— Стросс-Кан пригрозил авторам судом, а его — теперь уже бывшая — жена Анна Синклер, напротив, не посчитала нужным опускаться до разбирательств, заявив, что «это дерьмо недостойно того, чтоб с ним бороться».
Жаклин Биссет и Жерар Депардье в фильме «Добро пожаловать в Нью-Йорк» (слева) и их прототипы — Доминик Стросс-Кан с женой Анной Синклер.
Как и герою фильма, Жерару Депардье приходилось бывать под арестом: в 2012 г. его взяли за вождение скутера в нетрезвом виде.