Недавно в украинский прокат вышел новый фильм мексиканского режиссера Гильермо дель Торо. Возврат к любимым темам режиссера поначалу порадовал. При более интересном сюжете мог бы получиться шедевр. Но не сложилось.
Ежели кто не видел рекламы и трейлеров, вкратце и без спойлеров перескажем завязку. США, позапрошлый век. К суровому self-made man приезжает молодое дарование из Англии, которые просит профинансировать свое горнопроходческое изобретение, но получает отказ. Параллельно дарование замолаживает дочку индустриалиста и в итоге забирает к себе в замок. Здесь-то и начинается самое веселое.
Хотя, могло быть и веселее. Сейчас мы могли бы смотреть совсем другой фильм. Работая над «Тихоокеанским рубежом», дель Торо сблизился с основателем и президентом Legendary Pictures, и те спросили, что бы он хотел снять дальше. Кроме «Багрового пика» (соавтором сценария которого он был), режиссер предложил западную адаптацию «Графа Монте-Кристо» и экранизацию антарктических «Хребтов безумия» Лавкрафта. Студия выбрала «пик», сочтя его «нужным размером» (бюджет составил довольно скромные по нынешним меркам $55 млн.). Лучше б издатели потратились на экранизацию Лавкрафта.
На первый взгляд, имеем дело с возвратом к олдскулу. После красивых и качественных, но относительно попсовых двух частей «Хеллбоя», а тем более «Тихоокеанского рубежа», дель Торо вернулся к тематике, которая у него получалась лучше всего — готике. Лучшими фильмами мексиканского режиссера автор, да и не только он, считает «Хребет Дьявола» и «Лабиринт Фавна». Впрочем, с возвратом к истокам он перестарался — вышло что-то скорее на уровне вампирского «Кроноса», его дебютного полнометражного фильма, только «пик» снят получше.
Сам Гильермо дель Торо называет свое новое творение «готическим романом». «Я думаю, что люди привыкли воспринимать ужасы как псевдодокументалку (found footage) либо фильмы категории «В». Я хотел это изменить», — заявил как-то он. Еще режиссер хотел снять нечто полномасштабное, в стиле вещей, на которых он вырос — «Омен», «Экзорцист» и «Сияние». Фильм Кубрика он вообще считает Эверестом жанра «дом с привидениями», с чем нельзя не согласиться. Однако повторить успех и близко не удалось.
На микроуровне получилось вполне красиво и смотрибельно, а отдельные эпизоды заставляют вздрогнуть. Стивен Кинг, посетивший один из ранних предпросмотров, даже назвал фильм «роскошным и, блядь, ужасающим». Дескать, фильм его «электрифицировал», как в 1981 г. «Зловещие мертвецы» — другой редкий пример поддержки фильма-ужастика мастером ужасов. Ну, до классики «Багровый пик» явно не дотягивает, равно как и до описания «блядь, ужасающий», но это дело вкуса. Дель Торо не опустился до всяких тошнотворных «пил» — и на том спасибо.
Близок к идеальному и подбор актеров. Хорошо зарекомендовавшая себя в «Алисе в стране чудес» (кстати, «зазеркалье» тоже на подходе), австралийка Мия Васиковска как нельзя лучше подходит на роль скромной «ботанички», а англичанин (как и его герой) Том Хиддлстон — на роль рокового, но не совсем уверенного в себе соблазнителя. Джессика Честейн, играющая сестру главного героя, хоть и немного переигрывает (на мой вкус), но вполне подходит на роль дамы пик. Актеры второго плана, которые, можно сказать, стандартны для дель Торо (семеро были задействованы в других его фильмах), здесь тоже на месте.
А вот с сюжетом проблемы. Он логичен, но настолько, что все дальнейшее развитие событий понятно почти с самого начала. Согласитесь, это перебор для жанра, фильмы которого должны держать в напряжении. Да и вообще, о привидениях снято уже столько, что о них нужно снимать либо что-то совсем нетривиальное, либо какой-то стеб вроде «Охотников за привидениями» или «Каспера».
Можно возразить, что фильмы сняты уже о всем. Это действительно так, но отсюда и повышенный спрос на выдающиеся вещи. О вампирах тоже снято много, но это не помешало увидеть свет таким шедеврам, как «Впусти меня», «Жажда» (та, которая Пака Чхан Ука, хотя и вторая тоже ничего) и «Выживут только любовники».
Непосредственно в жанре фильмов о привидениях сняты такие разные фильмы, как «Кошмар на улице вязов», «Сонная лощина» и «Шестое чувство». Из относительно свежего можно упомянуть «Других», к которому тоже есть вопросы относительно предсказуемости, но гораздо меньше. Частично из этой же оперы и «Хребет Дьявола» самого Гильермо дель Торо, а также «Приют» и «Мама», в работе над которыми он принимал участие. Если заодно вспомнить анимационный «Труп невесты», становится окончательно понятно, что при должном желании и в этом жанре можно сказать что-то новое.
Вам понравится, если: вам просто нужно скоротать вечер чем-то не напрягающим или вы умеете воспринимать потуги на любые жанры как комедию.
Вам не понравится, если: вы зритель мистики и/или фильмов Гильермо дель Торо со стажем.
Важно знать:
— Так называемые спекулятивный сценарий был написан дель Торо вместе с Вильямом Роббинсом еще в 2006 г. Он был продан одному из продюсеров Universal, которая впоследствии разрешила перевести проект в Legendary.
— Изначально главных героев должны были играть Бенедикт Камбертетч и Эмма Стоун.