Стиль жизни

Возраст сексу не помеха

На экраны украинских кинотеатров вышел австралийский психологический триллер «Чужая земля» (Strangerland) с Николь Кидман в главной роли. У отечественного кинозрителя, есть, как минимум, четыре причины посмотреть этот фильм.

Главная из них — замечательная актерская работа Николь Кидман, которая в свои 48 лет  снова нашла себя после затянувшегося периода творческих неудач и принесения в жертву семье актерской славы. (Один пример: в 2008 году Кидман из-за беременности отказалась от предложения режиссера Стивена Долдри сыграть главную роль в его фильме «Чтец», которая почти автоматически принесла бы ей «Оскара» за лучшую женскую роль — что и доказала  Кейт Уинслет, которая за эту роль взялась и статуэтку получила).

Вторая причина — место действия. Не только украинцы, но и весь мир мало что знает об Австралии. А если и знает, то о двух самых крупных городах зеленого континента, Сиднее и Мельбурне, да еще столице страны Канберре, которые мало чем отличаются от своих европейских аналогов. А в «Чужой земле» действие происходит в маленьком городке Натгари, расположенном на границе австралийской пустыни, которая по своим масштабам не уступает африканским, а по красоте и величию пейзажей намного превосходит ее. И тут надо отметить блестящую операторскую работу, благодаря которой у зрителя фильма создается впечатление, что он парит над песками и скалами на бесшумном планере.

Третья причина — само действие. В совсем маленьком городке на краю пустыни, по украинским меркам — поселке городского типа, разгораются страсти даже не шекспировского, а античного масштаба. После того, как из семьи Кэтрин и Мэтью Паркеров ночью уходят в пустыню их подросток-дочь и ее младший брат, разворачиваются не только их поиски, подгоняемые надвигающейся песчаной бурей (тут опять надо отметить работу оператора, мастерски показавшего этот локальный апокалипсис). Параллельно с этими поисками начинает выясняться и подноготная семейства Паркеров и причины, по которым они переехали в Натгари, покинув прежнее место жительства.

Сначала оказывается, что их подросток-дочка буквально одержима сексом, предлагая себя местным парням (чем они и пользуются). Причем это не только психическая болезнь, чьи признаки налицо, но и обычное подростковое одиночество, о котором она может рассказать только в своем дневнике. Потом выясняется, что эту болезнь девочка унаследовала от матери — и тут Николь Кидман блестяще играет 48-летнюю женщину, которая не только затюкана семейными заботами (кстати, сама актриса — многодетная мать), но и полна невостребованной мужем страсти.

И это четвертая причина посмотреть фильм, поскольку в современном кинематографе почти пятидесятилетняя женщина, одержимая Эросом — фигура уникальная. Знаковым героиням двух главных фильмов конца 80-х — начала 90-х на эту тему, Ким Бейсингер в «9 ½ неделях» и Шэрон Стоун в «Основном инстинкте» — едва за 30 лет. Примерно столько же было и Николь Кидман, когда она в начале «нулевых» подхватила у Бейсингер и Стоун эстафетную палочку секс-символа эпохи.

И вот, казалось бы, возраст продиктовал свои ограничения повзрослевшей (не поднимается рука написать «постаревшей») актрисе, правда жизни взяла своё. Ведь кто возьмет на себя смелость сказать, что 48-летней женщине меньше хочется любви, чем 30-летней? А если кто и скажет, то игра Кидман это блестяще опровергает, давая еще одно свидетельство того, что на Западе продолжает набирать силу борьба с эйджизмом — дискриминацией по возрастному признаку, расцветшей в прошлые годы, когда старшее поколение буквально вычеркивали из активной жизни.

Не уверен, стоит ли об этом предупреждать, но финал фильма принесет зрителю облегчение лишь отчасти. И это тоже можно, при желании, назвать причиной (уже пятой), по которой стоит посмотреть «Чужую землю» — потому что это не Голливуд. Но это и не артхаус, если  понимать его как кино для интеллектуалов. «Чужая земля» — это клубящийся как австралийская пыльная буря сгусток человеческих страстей. Столь же неудержимый и неподвластный человеческим силам, сколь и разрушительный.

Борис Стрехов