Стиль жизни

Алессандро Сафина: «Я слишком итальянец!»

Завтра в Киеве дает концерт итальянский тенор Алессандро Сафина – один из ярчайших современных представителей вокального искусства. Этому певцу удалось виртуозно объединить классику и поп-музыку, создать собственный стиль – «оперный рок». В интервью «i» Алессандро был весьма раскован, пестрил шутками, с его лица не сходила приятная улыбка, и вообще, складывалось впечатление, что мы с ним старые добрые друзья.

Вопрос: Вы уже не единожды выступали перед украинской публикой. Какие впечатления?

Ответ: Расположение публики зависит от того, насколько качественно артист отработал концерт. Первый раз я выступил в Киеве в марте 2001 г. Украинская публика встречает меня очень тепло и радушно, чему я безмерно рад и доволен. С удовольствием буду приезжать на Украину с концертами еще и еще.

В: Вы исколесили немало стран с концертами. Что Вам преподносят поклонники?

О: Так как среди моих почитателей много женщин, естественно, дарят много цветов. А также письма, в которых признаются в любви ко мне и моему творчеству, памятные сувениры. Но для меня главный подарок – видеть внимание людей и то, что они довольны моими выступлениями.

В: Перед сценой страх не испытывали, делая первые шаги в творчестве?

О: Когда начинал петь, мне было очень тяжело морально и физически: я боялся сцены. Но потом понял, что нужно взять себя в руки и перебороть все страхи. Хотя уже много лет пою, а перед концертом все равно нервничаю. Но я сильная натура, и когда выхожу на сцену, всегда смотрю на людей и заряжаюсь от них позитивной энергией.

В: Вы начинали свою карьеру как классический оперный певец. Кого из украинских или российских представителей оперного искусства знаете?

О: Меня всегда восхищали Федор Шаляпин, Иван Козловский (он родом с Украины), Ирина Архипова, которая была так же великолепна, как Мария Каллас. У меня дома много дисков с голосом Шаляпина. Когда я начинал учиться оперному мастерству, прочитал, что Ф. Шаляпин пел вместе с Энрико Каррузо и Тито Руффо. Я стал искать книги о нем, записи с его голосом. А однажды слушал оперу «Кармен» в исполнении Большого театра, в которой партию Кармен пела Ирина Архипова, и влюбился в ее голос. Очень жаль, что она умерла. Анна Нетребко – самая прекрасная оперная певица современности. Очень нравится Дмитрий Хворостовский, который обладает красивейшим баритоном. Из русских композиторов люблю слушать Николая Римского-Корсакова и Петра Чайковского.

В: Ваш кумир – Энрико Карузо. Но Вам посчастливилось сотрудничать с не менее известным оперным певцом – Хосе Каррерасом. Как Вас свела судьба с ним?

О: Я бы с удовольствием спел и с самим Энрико Карузо, но, к сожалению, он давно умер. А с Хосе Каррерасом мы встретились случайно. Я младше Каррераса. Еще будучи молодым парнем, слушая его пение, я подметил, что наши голоса во многом похожи. У нас схожий тип тенора. У Карузо был другой тембр голоса.

Совместный концерт с Хосе Каррерасом состоялся семь лет назад в Роттердаме. Появилась возможность связаться с менеджером Каррераса, и таким образом получилось организовать совместное выступление. Я, конечно, был намного лучше, чем Каррерас, но он тоже – молодец! (смеется. – Авт.) Это пока единичное выступление с Каррерасом, потому что нам чрезвычайно трудно совмещать гастрольные графики.

В: В Вашем творческом тандеме с Каррерасом возникли дружественные отношения?

О: Мы очень сдружились, иногда перезваниваемся, у нас хорошие отношения и большая взаимная симпатия. Каррерас интеллигентный человек, что крайне редкая черта для певца. Я вовсе не такой, но мне приятно общаться с высокоморальными и образованными людьми.

В: Раз уж мы заговорили об интеллигентности, многие замечают в Ваших манерах некий аристократизм. Расскажите, кто Ваши предки?

О: В моем роду все были из крестьян, и я тоже выходец из простонародья – во мне нет ни капли голубой крови, но я учился правильно вести себя в обществе. Интеллигентность и аристократизм не зависят от родословной, а закладываются воспитанием родителей. Мне приходилось общаться с некоторыми представителями знатных фамилий, поведение которых, увы, абсолютно не соответствовало их высокому социальному статусу.

В: Несколько лет назад авторитетный журнал «People» ввел Вас в число самых красивых мужчин планеты. Вам польстил такой комплимент?

О: О, это было уже давно! Несомненно, приятно, что меня так отметили, но, признаюсь, был крайне удивлен. Я не придаю таким титулам большого значения, и никогда не задумывался: красавец я или нет? Вообще, лирические певцы и музыканты имеют преимущественно неброскую внешность. Поэтому, если бы я считал себя писаным красавцем, скорее, стал бы актером.

В: Какое место в Вашей жизни занимает красота, сугубо внешняя?

О: К сожалению, сегодня внешнюю красоту ставят на слишком высокое место. Ведь человек может быть мегаталантливым, но с весьма скромной внешностью, и из-за этого нюанса его могут не заметить. Для меня красота – это порядок вещей. Кстати, дамам нравятся мужчины-личности, и красота не имеет особого значения.

В: Ваша собственная привлекательность и импозантность оказала влияние на карьеру?

О: Ну, какой я привлекательный? Не знаю, возможно, внешность и влияет каким-то образом на ход карьеры. Я на сцене очень естественный и серьезный. Вне сцены, наоборот, много шучу, как и в сегодняшней нашей беседе. Но когда такое огромное количество дам в разных странах мира говорят, что я красивый мужчина, – радуюсь, потому что обожаю женщин, и они отвечают мне взаимностью. Может, несколько раз в карьере мне и помогало расположение женской аудитории, но бывали случаи, когда оно изрядно мешало. Внешность – не самое главное. К примеру, Энрико Карузо и Лучано Паваротти вовсе не слыли красавцами, но своим талантом заслужили любовь и почитание всего мира.

В: На своих концертах Вы часто шутите со зрительным залом. Заранее готовите каламбуры?

О: Почему-то от лирических певцов всегда ожидают каких-то романтических пафосных речей, но я люблю шутить. С публикой мое общение полностью импровизированное: никогда заранее не готовлюсь к общению с залом. Мне задают вопросы, а я на них с юмором отвечаю. В этом я слишком итальянец!

В: Вы любите говорить комплименты публике. Вне сцены часто дарите комплименты дамам?

О: Никогда не льщу: если женщина, действительно, заслуживает комплиментов, обязательно сделаю ей приятное. Но просто так не сыплю лестью перед дамами, лучше промолчать, хотя часто люди говорят комплименты из вежливости. Не употребляю вульгарных, фривольных комплиментов.

В: Как реагируете на комплименты дам в свой адрес?

О: Это всегда приятно, но женщина не должна говорить комплименты мужчинам. Достаточно один день провести с женщиной, чтобы понять ее отношение к тебе. Я слышу множество комплиментов от поклонниц. После киевских концертов ко мне подходили много украинок и на итальянском языке говорили: «Te amo!» (Я тебя люблю) и «Uomo bellissimo!» (Прекрасный мужчина), на что я резво юморил, что уже седой и старею. Видите, дамы ради меня даже итальянский начали учить! Женщины – они такие!

В: Общеизвестно, что итальянцы – народ страстный и темпераментный. Вы совершали безумные поступки ради женщин?

О: Итальянцы – любители женщин, особенно красивых иностранок. Вообще, я стеснительный. На сцене кажется, что я прожженный герой-любовник, но если женщина мне по-настоящему нравится, то я очень скромный и могу даже покраснеть. В школьные годы общение с девочками вообще было для меня сплошной трагедией! Я слыл скромнягой, и мой первый поцелуй состоялся лишь в девятнадцать лет. Помню, что ужасно боялся, у меня даже температура поднялась! А речь о сексе тогда даже вообще не шла!

В: В девятнадцатилетнем возрасте Вы познали первую любовь?

О: Да, ее звали Лорелла. Наша любовь была взаимной и длилась целый год. Это было настоящее сильное чувство. Теперь, во взрослой жизни, мы не поддерживаем отношений. Она уже далеко не первой молодости, и я уже не юноша… (шутит. – Авт.) Остались лишь красивые воспоминания о нашем романе: у меня тогда были длинные черные волосы, а сейчас седые.

В: Вы влюбчивая натура?

О: Когда был молодым парнем, то влюблялся по нескольку раз на день! У меня была масса женщин, как у арабского шейха, но в памяти остались только две. Я любил дважды в своей жизни, или даже единожды. Это была настолько всепоглощающая любовь, что я женился на этой девушке.

В: Расскажите о ней.

О: С Лоренцой мы познакомились в 1998 г. в театре, где вместе работали. В то время мы оба уже были взрослыми, состоявшимися людьми. Мне было 35, а ей 29 лет. Лоренца – балерина, но сейчас уже не танцует.

В: Почему из множества дам, окружавших Вас, обратили внимание именно на Лоренцу?

О: Она была и остается очень красивой, эффектной женщиной, с незабываемой улыбкой, и в то же время она простая, не высокомерная и напыщенная, что мне весьма импонирует. Когда мы познакомились, Лоренца уже была достаточно популярной в Италии (работала на телевидении), и я думал, что к ней не подступиться, но она меня приятно удивила своим характером. Лоренца оказалась серьезной девушкой, профессионалом своего дела. Когда мы познакомились поближе, я понял, что ее красота не только внешняя, но и внутренняя.

В: Помните, когда вспыхнул между вами огонек любви?

О: Это немного приватная тема… Припоминаю, мы были в Палермо, в театре «Massimo», где репетировали французскую оперетту на музыку Жака Оффенбаха. В один из вечеров, после окончания репетиций, мы всей труппой поехали отужинать на берег моря, где разговорились с Лоренцой. Затем, сев каждый в свой автомобиль, посмотрели друг на друга и… поняли, что бесповоротно влюбились. Мы очень страдали оттого, что разъезжались на разных машинах, но потом начали регулярно созваниваться, хотя на тот момент оба были связаны отношениями с другими людьми. Последовало тяжелое расставание с предыдущими партнерами, но наша любовь с Лоренцой была красивой и возвышенной.

В: О Лоренце Вы говорите в прошедшем времени. Сейчас Вы не вместе?

О: Мы уже в разводе, но остались друзьями. Очень жаль, что так все обстоит, потому как мы по-прежнему любим и уважаем друг друга, не ссоримся и не «воюем» между собой. В наших отношениях не было места измене, но, видимо, любовь все-таки имеет свойство заканчиваться… Хотя, не скрою, я пытался ее реанимировать. Несмотря ни на что, мы так же хорошо относимся друг к другу и взаимно желаем добра.

В: Сохранить уважение в семье – самое главное, тем более что у Вас подрастает ребенок…

О: Сына зовут Пьетро. Имя связано с грустной историей с моим хорошим другом Пьетро, который рано умер – в 27 лет. Наши дни рождения были рядом: мой – 14 октября, а его – 15. Он был старше меня на один год. Наши семьи дружили, и мы оба учились пению. Я очень переживал его смерть, постоянно о нем думаю, и поэтому решил назвать своего наследника именем лучшего друга.

В: Вашему сыну тринадцать лет. Вы начали заниматься музыкой в девять лет. Уже приобщаете Пьетро к своей профессии?

О: Моя семья, и в частности отец, мне не помогала. Я ушел из дома в девятнадцать лет и сам становился на ноги. Сын пока не поет, но я надеюсь, что вскоре у него появится настоящее увлечение, в котором я ему постараюсь оказать посильную помощь, но усердствовать не стану. Считаю, что в мальчике с детства нужно формировать мужской характер, а для этого нужно, чтобы он многого добивался собственными силами и умениями. Если ребенку во всем потакать, он вырастет неженкой, а не мужчиной.

В: В детском возрасте, кроме музыки, Вы увлекались живописью. Сейчас еще жив интерес к этому виду искусства?

О: Я уже не рисую. Руки в краске – это ужас! (смеется. – Авт.) В детстве у меня, действительно, был талант к живописи. Вообще, музыканты проявляют способности или к математике, или к рисованию. В математике я был полный ноль, и поэтому хорошо рисовал, высказывая, таким образом, свои детские эмоции и переживания. Мне изначально нравилось писать портреты, но я очень огорчался, что у меня никак не получалось рисовать красивый рот. Поэтому стал писать пейзажи, так как я родился в Тоскане, где очень красивая, живописная природа. Когда подрос, меня увлекла любовь к музыке.

В: Вы настоящий романтик: жизнь наполнена живописью, музыкой…

О: Я творю романтические вещи, но, вынужден признаться, внутри отнюдь не романтичная натура.

В: Алессандро, последний вопрос. Если я его не задам, украинки мне не простят… Ведь у Вас отныне новый статус – завидный холостяк! Какие женщины имеют все шансы привлечь Ваше мужское внимание?

О: Я много путешествовал по миру, но украинские женщины настолько красивые… Со мной в Киев часто приезжают мои друзья. И едва они поселяются в гостинице, как уже звонят мне и с восхищением рассказывают о том, как много вокруг них красивых и высоких украинок. Просто глаза разбегаются! Внешне мне нравится типаж Клаудии Кардинале, Софи Лорен, Моники Белуччи. Привлекают брюнетки, но перед блондинкой с голубыми глазами я тоже не могу устоять. Когда бываю в Милане на Fashion Week, там на подиум выходят в основном модели из России, Украины, Чехии, Словакии. Итальянки тоже довольно привлекательные, но у них иной тип красоты.

По внутренним качествам мне нравятся такие женщины, какой была моя Лоренца. Привлекают простые, открытые люди, которые смотрят в глаза при общении со мной. Неприятны дамы-снобы, не нравятся седые, потому что я и сам такой (смеется. – Авт.), раздражают слишком напористые.

Наверное, я крайне консервативен в своих взглядах, но считаю, что существует определенное разделение ролей: мужчина должен завоевывать даму, а не наоборот. Если женщина начинает первой проявлять повышенные знаки внимания к мужчине, она теряет в его глазах женственность. Мне нравится процесс завоевания женских сердец. А вообще, в отношениях с женщинами я руководствуюсь чувствами и полностью отдаюсь своим ощущениям.

Татьяна Омельченко