Стиль жизни

Почем билет в вечность?

Зачем швейцарская художница разделась в январе догола в центре Кёльна.

Пока немецкие политики всё еще размышляют, как правильно и без ущерба для себя отреагировать на брошенный в Кёльне вызов, европейские деятели современного искусства уже дали свой ответ. Швейцарская художница Мила Муаре (другая транскрипция — Мило Мойре) вышла днем на одну из площадей Кельна и около 20 минут простояла там обнаженной (правда, на ней были гламурные розовые кеды) с плакатом, где было написано по-немецки «Уважайте нас! Мы не объекты нападения даже тогда, когда обнажены».

Первое соображение, которое приходит в голову при чтении это новости — почему надпись на плакате была на немецком языке? Ведь СМИ, писавшие о новогодних событиях в Кельне, сообщали, что нападавшие на женщин мигранты или вовсе не говорили на немецком или говорили на нем очень плохо. И поэтому, если Мила Муаре действительно хотела достучаться до их умов и сердец, ей бы стоило написать обращенную к ним фразу на плакате на нескольких языках, из которых немецкий был бы, скорее всего, последним.

Однако отсутствие в данном случае обычной житейской логики становится легко объяснимым, когда узнаешь, что Муаре — художница-акционистка, известная тем, что снимается обнаженной в самых разных местах. (Чему, естественно, немало способствует то, что она симпатичная молодая девушка с хорошей фигурой). Конечно, у нее под все ее «голые акции» подведена, как и положено, определенная художественно-идеологическая база. Правда, разъясняя её, девушка, как и большинство деятелей современного искусства, обычно говорит в своих интервью стандартные банальности.

Однако если рассмотреть эту ситуацию в маркетинговом ракурсе, всё проясняется. Сегмент женского одиночного перформанса на мировом арт-рынке уже несколько десятилетий безраздельно возглавляет 69-летняя Марина Абрамович, которая, собственно говоря, его и открыла. При этом пробиваться новичкам наверх как-то надо. И по всем законам маркетинга сделать это можно, только найдя и использовав свое конкурентное преимущество. А тут оно очевидно — Абрамович в свои нынешние годы обнаженными формами аудиторию поразить уже не может. (Вот раньше – раздевалась, и не раз).

С другой стороны, сбросить одежду ради славы каждая молодая художница может (а теоретическое обоснование акции за нее арт-кураторы придумают) — поэтому сделать это надо там, где твой «голый перформанс» наверняка заметят и оценят. Сегодня это, конечно, Кельн, который в эти дни дает прекрасную возможность попасть в актуальный тренд и лишний раз пропиариться.

В общем, похоже, что налицо нехитрый маркетинговый расчет, ориентированный ни на каких-то там новоприбывших эмигрантов (сколько их прошло мимо места акции за это время?), а на немецкие и европейские СМИ. Отсюда и надпись на плакате именно немецком языке, непонятном для тех, кому она, казалось бы, адресована, и двадцатиминутная продолжительность акции, явно рассчитанная не на прохожих, а на фоторепортеров. (Хотя, конечно, простоять обнаженной даже и 20 минут при температуре только чуть выше нуля, как сейчас в Кельне, это хоть и небольшая, но жертва во имя искусства).

Конечно, нельзя утверждать, что этот расчет обязательно был сознательным. Но для того, чтобы понять его реальный, а не «пиарный» масштаб (фотографию обнаженной девушки напечатали все мировые СМИ, которые в новогодние праздники скучают по новостям), надо сравнить его с недавним подлинно художественным и гражданским поступком коллеги Муаре.

Речь, как вы уже догадались, идет об акции, во время которой российский художник-акционист Петр Павленский облил ночью в Москве бензином двери подъезда в здание КГБ и поджег их. В кёльнском случае художница знала — максимум, что ей грозит, это простуда. В Москве художник для того, чтобы высказаться, заранее готов был пойти на несколько лет тюрьмы.

Кстати, в том, что Павленский всеми своими по-настоящему рискованными художественными акциями (поджог на Лубянке был лишь последней из них) уже сейчас обеспечил себе почетное место в истории мирового современного искусства, не сомневается никто из профессионалов. (Суждения по этому поводу обывателей оставим им самим). Но он и заплатил за это высокую цену. А вот удастся ли купить «билет в вечность» со скидкой, всего лишь сбросив на кельнской площади на двадцать минут одежду, посмотрим.

Автор: Владимир Стасов

redaktsiya