Стиль жизни

Кинорецензия. «Люси» — глуповатый, но увлекательный фильм об умной блондинке

Скарлетт Йоханссон в очередной истории Люка Бессона в жанре «красивая девушка в беде».

Люси — эффектная блондинка с аппетитными формами и потрескавшимся лаком на ногтях (Скарлет Йоханссон) — приехала в Таиланд учиться, но ее берет в оборот курьер местной мафиозной группировки, заставляя передать некому Мистеру Янгу небольшой чемоданчик. Люси попадет в такую переделку, что даже подготовку к экзамену забросит. Но ума все равно наберется, уверяют «Экономические известия».

В чемоданчике – новый наркотик, невиданной силы. Люси, и еще нескольким несчастным, упрячут по пакету синего порошка в брюшную полость и отправят по мировым столицам — такая вот служба доставки. Но один похотливый охранник пнет Люси в живот, пакет разорвется и вместо легких галлюцинаций она получит полный апгрейд мозга — все произойдет ровно так, как рассказывает профессор Норман (Морган Фриман) своим студентам.

А он говорит, что большинство биологических видов используют только 5% своего мозга. Человек использует 10% — и это привело его на вершину пищевой цепочки, позволило изобрести стиральную машинку и расписать потолок Сикстинской капеллы. Профессор надеется, что есть что-то, что позволит человеческому мозгу выйти на проектные мощности. Тут-то ему и звонит Люси (за пару минут изучившая и запомнившая все его научные труды) и сообщает, что ее мозг уже пошел в отрыв. Она не чувствует боли и страха, зато почувствовала вкус к квантовой физике. Но то ли еще будет — к финалу картины мозг Люси заработает на 100%.

Многочисленные недостатки этого фильма столь же очевидны, как очевидны достоинства Скарлетт Йоханссон. Вместо сценария тут — сценарная заявка, а в ее основе — псевдонаучный «баян». Сюжету не хватает любовной линии, а актерскому составу кого-нибудь вроде Брюса Уиллиса. Регулярные прямые включения с телеканала «Дискавери», призванные доходчиво разъяснить зрителю,  что Люси тут жертва, превращающаяся в хищника, вынуждают представить Люка Бессона в обличье Михаила Задорнова. Вот вклеивает он очередные кадры с тигром и газелью и бурчит возмущенно в адрес аудитории: «Ну тупыыые…».

Но дело в том, что Бессон придумал не только это. Еще он придумал сцену превращение Скарлетт Йоханссон в живой, дышащий компьютер. Несколько милых и остроумных реплик для нее. В конце концов, обул главную героиню в туфли на шпильке и не ленился брать время от времени крупным планом ее бедра. Надо ли говорить о том, что зрелище получилось достойное?

Недавно со Скарлетт Йохансон в главной роли вышел фильм «Побудь в моей шкуре» — заумная, но усыпляюще скучная история о том, как хищница превращается в добычу. С «Люси» все ровно наоборот: этот фильм о расширении сознания умным никак не назовешь, зато он увлекательный, зрелищный и бодрый, а главная героиня из жертвы тут превращается в преследователя.

Впрочем, и в «Люси», кроме заманчивых кадров, при желании можно найти смысл. Это фильм о том, что умные блондинки — исчезающий вид.

Вам понравится, если: вы получили удовольствие от предыдущего фильма Бессона, «Малавиты» — кино посредственного, но приятного. С «Люси» та же история.

Вам не понравится, если: после фильма «Побудь в моей шкуре» вы ждете от Скарлетт Йоханссон новых интеллектуальных головоломок.

Мнение: «Нетрудно представить себе человека, которого все это безобразие быстро выведет из себя, — вполне возможно, это как раз вы, и мы вас полностью понимаем. Но оборотная сторона «Люси» в том, что при всей своей бредовости это отменное развлекательное кино, идеальная «бессоновщина», просчитанная с первого до последнего кадра. Ни секунды провисаний. Ни капли занудной рефлексии (а единственная подобная сцена со звонком матери, к слову, получилась прямо-таки удивительно трогательной). Ни единого повода увидеть в «Люси» какие-то художественные амбиции и воспринять ее чем-то большим, чем она является — красочной, динамичной белибердой, вдохновенным «гоном», если угодно», — Борис Хохлов, Empire.

Важно знать:

— Бюджет фильма — $40 млн. Сборы уже перевалили за $200 млн. (в США «Люси» вышла в прокат еще 25 июля и в первый же уикенд отбила бюджет — зрители принесли в кинотеатры почти $44 млн.). Студия  Universal уже просит Бессона подумать о сиквеле.

— Люк Бессон опроверг слухи о том, что первоначально главная роль в фильме была забронирована за Анджелиной Джоли, хоть представить ее в этой роли не сложно и даже очень заманчиво.

— Сценарий к фильму написал сам Люк Бессон, а музыку — Эрик Серра.

— Миф о том, что человеческий мозг используется только на 10% (в некоторых версиях – на 5%) появился еще в конце ХIХ века и окреп в 30-х годах прошлого века, когда был упомянут в предисловии к книге «Как завоёвывать друзей и оказывать влияние на людей» Дэйла Карнеги. Однако современные нейробиологи его опровергают, утверждая, что человек использует способности своего мозга почти полностью.

— На мечте о том, что с помощью волшебной таблетки можно нарастить мощность мозга и превратиться в сверхчеловека, построен также сюжет фильма «Области тьмы» с Брэдли Купером в главной роли: там писатель-неудачник, приняв нужное вещество, становится всемогущим миллионером — и все это, что называется, «своим умом».

Люк Бессон и Скапрлетт Йоханссон на съемочной площадке.

 

Наталья Кандаурова