Культура

Владимир Кузнецов: «Вместе можем сделать такую картину, на уничтожение которой не хватит никаких ресурсов»

Автор картины «Колиивщина: Страшный Суд», которую генеральный директор «Мыстецького Арсенала» Наталья Заболотная закрасила черной краской, ответил на вопросы «i».

Вопрос: История знает немало случаев уничтожения произведений искусства — в том числе и самими авторами. Каких вам особенно жаль?

Ответ: Об этом рассказывается в перфомансе «Медиаторы» группы Р.Е.П, в которой и я принимаю участие: под аккомпанемент скрипки и лиры зачитываются истории о подвергнутых цензуре, запрещенных работах и о нападениях на выставки в Украине. Одна из серий этого перфоманса посвящена интернациональной цензуре.

Вспомнился «451º по Фаренгейту» Рэя Бредбери. Там описан сюжет сохранения информации. Люди сохраняли книги в своей памяти. Каждый может запомнить отрывок – информация, искусство переходит в плоскость общности, когда вместе мы сохраняем одно большое целое. Но, конечно, сначала его стоит увидеть и оценить вживую.

В: Приходилось ли вам уничтожать свои собственные работы?

О: Нет, свои работы я не уничтожаю, сохраняю дневники или даже мельчайшие наброски — это часть прожитой жизни. Можно уничтожить то, что на самом деле уничтожить нужно: нарисованную боль или страдания. Но это магия или шаманизм. В этом случае можем допустить, что варварский поступок куратора (Натальи Заболотной — Ред.) был направлен именно в эту сторону: избавить от адских мук грешных чиновников и помочь правительству замять ситуацию с бабушками-пенсионерками.

В: В Фейсбуке вы написали, что идея вашей картины не уничтожена, и вы не против воспроизвести ее где-нибудь на стене города. Не думали о том, что эта—- уже не картина, а фреска — будет нуждаться в круглосуточной охране? Ведь с черной краской к ней наверняка устремятся персонажи и те, чьи чувства она оскорбляет.

О: Вместе можем сделать такую картину, на уничтожение которой не хватит никаких ресурсов.

В: И еще о Наталье Заболотной. Она — куратор выставки и все-таки имеет право и на цензуру, и на изъятие каких-то работ из экспозиции. У вас есть право высказаться об украинской элите, отправив ее вариться в адский котел. У куратора есть право обозначить свое отношение к вашей работе. Другое дело, какой метод она выбрала. Как думаете, куратору следовало поступить, чтобы не вызвать неприятных ассоциаций, например, с нацистами, уничтожавшими дегенеративное, по их мнению, искусство?

О: По крайней мере, Наталье Заболотной не нужно было выражать мне свое восхищение моей работой «Колиивщина:Remanufacture» в Уяздовском замке в Варшаве, из-за которой я был приглашен на выставку в «Арсенале».

«Колиивщина :Remanufacture». Фото: volodymyrkuznetsov.com

Автор: Наталья Кандаурова

redaktsiya