Закрашенная черной краской работа Владимира Кузнецова «Колиивщина: Страшный Суд» оказалась в хорошей компании
Директор «Мыстецького Арсеналу» Наталья Заболотная собственноручно закрасила черной краской картину Владимира Кузнецова «Колиивщина: Страшный Суд» накануне открытия выставки «Великое и Величественное», специально для которой работа и создавалась. Выставка посвящена 1025-летию крещения Киевской Руси. Среди приглашенных на открытие были Виктор Янукович и высшее духовенство.
А на картине размером 11х5 метров, которую художник не успел закончить, представители украинской политической и церковной элиты, судьи и мажоры кипели в огромном адском котле.
«Он внес в картину совершенно оппозиционную ноту. И я, как куратор, имела право так поступить», — объяснила Наталья Заболотная свой поступок в комментариях Lb.ua.
Она также предположила, что работа Кузнецова могла оскорбить чувства верующих, а закрашивание картины назвала своим собственным перфомансом. «Нельзя ругать родину, как нельзя ругать мать. Все, что сказано против родины, я считаю аморальным», — считает Заболотная.
Уничтожение произведения искусства – случай не беспрецедентный. Практика показывает, что стереть объект с лица земли куда проще, чем из памяти.
Храм Артемиды Эфесской
Одно из семи чудес света. Был сожжен в 356 году до н. э. Геростратом, который таким образом хотел оставить свое имя в истории. У него получилось, хоть городское собрание и постановило предать Герострата забвению: в документе его называли исключительно «этот безумец». Храм Артемиды еще дважды отстраивался — и дважды его разрушали: сначала готы, а потом христиане, выступавшие против языческих культов.
Второй том «Мертвых душ»
Полностью написанный второй том, в котором Чичиков становится на путь истинный, Гоголь собственноручно сжег за 10 дней до смерти. Самая распространенная версия: писатель, чья психика никогда не отличалась стабильностью, действовал под влиянием своего разбушевавшегося невроза.
Есть и другие. Что Гоголь хотел предать огню черновики, но перепутал — и кинул в пламя окончательный вариант. Или что текст второго тома попал к графу Александру Толстому, в доме которого жил Гоголь, и до сих пор цел. В 2009 г. рукопись, выдаваемая за второй том «Мертвых душ», всплывала во Флориде.
Дневники Байрона
Вокруг Байрона всегда роились скандальные слухи. Ему приписывали и инцест, и гомосекуализм, а таинственный развод с супругой, которая не потрудилась объяснить свое внезапное охлаждение к Байрону, по сей день будоражит сплетников.
Шанс узнать правду из первых уст, а заодно обогатить библиографию Байрона внушительным томом прозы, был. Поэт вел подробные дневники, о которых говорил, что «после его смерти они должны противостоять уже высказанной лжи и заглушить ту, которая может еще возникнуть».
Публикацию дневников Байрон доверил своему другу – ирландскому поэту Томасу Муру. А тот взял и сжег их в присутствие семерых свидетелей.
«Ваза с пятью подсолнухами» Ван Гога
Рама в итоге стоила картине жизни. Во время войны коллекционер пытался поместить картину в банк — но ему отказали, сославшись на отсутствие подходящих условий хранения. Ван Гог остался висеть в гостиной. В августе 1945 г. дом Ямамото попал под бомбежку. Вынести из огня полотно хозяин не смог: слишком тяжелая рама.
«Без названия» Виллема де Кунинга
Лидер абстрактного экспрессионизма Виллем де Кунинг пожертвовал свой рисунок Роберту Раушенбергу для творческого эксперимента. Последний хотел создать собственное произведение необычным методом: уничтожив чужое, принадлежащие известному мастеру.
Выбор пал на Кунинга, сделка обошлась в бутылку виски. Стирать нарисованное Раушенбергу, по его словам, пришлось несколько недель. Работа получилась во всех смыслах чистая и светлая. Называется «Стертый рисунок Виллема де Кунинга».
«Распятый Христос» Сальвадора Дали
Уже на следующий день заключенные обнаружили подвох. Заметая следы преступления, вор сжег «Распятого Христа». Такой же сценарий повторился с семью картинами, похищенными в 2012 г. из голландского музея Кунстхал: Пикассо, Моне, Гоген, Матисс были сожжены матерью одного из злоумышленников в попытке скрыть улики.
«Криминальное чтиво» Бэнкси
Граффити Бэнкси с героями Квентино Тарантино, держащими в руках бананы вместо оружия, в 2007 г. оценивалось в $300 тыс. Переосмысленный сюжет из культового фильма украсил станцию лондонского метро Олд-стрит. Рабочие недрогнувшей рукой закрасили фреску. Представитель лондонской транспортной администрации так прокомментировал инцидент: «Наши бригады по удалению рисунков со стен укомплектованы уборщиками, а не искусствоведами».
Похожий курьез случился с инсталляцией Мартина Киппенбергера «Когда начинает капать с потолка», которая представляла собой деревянную башенку и стоящий под ней таз с патиной. Уборщица дортмундского музея, где выставлялась работа, сочла патину грязью — и выдраила таз. Художник схватился за голову и сообщил, что произведение восстановлению не подлежит.
Автор: Наталья Кандаурова