Культура

ТОП-10: лучшие джазовые песни

Представляем вашему вниманию десять лучших джазовых песен, которые чаще всего встречаются в репертуарах различных исполнителей. Интересно, что большинство из них, так уж получилось в нашей подборке, написаны и исполнены либо во время Второй мировой войны, либо во время большой американской депрессии. Все они сделаны в миноре, т.е. получились грустные баллады. Хотя, казалось бы, в такие времена нужно петь и сочинять веселые, поднимающие дух песни. Они, конечно, в те времена тоже были, но остались именно эти. Отметим, что это просто подборка лучших композиций в истории джаза, а не хит-парад.

1. I Left My Heart In San Francisco, Джули Лондон

Первый концерт Джули Лондон (26.09.1926 — 18.10.2000) состоялся в 1955 г. в клубе «881 Club» в Лос-Анджелесе; а впоследствии актриса выпустила 32 полноценных альбома со своими записями. Джули также получала титул «самой популярной певицы», по мнению журнала Billboard, в 1955, 1956 и 1957 гг. В 1957 г. исполнительница появилась на обложке журнала Life.

Наибольшей популярности Джули добилась после выхода ее сингла Cry Me a River, текст которого написал школьный друг певицы, а музыку сочинил ее муж Бобби Труп. Диск, релиз которого состоялся в декабре 1955 г., почти сразу разошелся миллионным тиражом лишь в Соединенных Штатах и принес огромную славу артистке.

2. Something Cool, Джун Кристи (20.11.1925 — 21.06.1990)

Успех к певице пришел в середине 1940-х гг., в оркестре Стэна Кентона. Первый совместный альбом Tampico она записала с ними в течение мая 1945 г. В этом же году, 26 декабря, они выпускают вторую пластинку — Shoo Fly Pie and Apple Pan Dowdy. Оба альбома были проданы тиражом более одного миллиона экземпляров. Сольную карьеру начала в 1954 г.

Аранжировщик и композитор Пит Руголо, который присоединился к оркестру в 1943 г., годами сберегал время и силы Джун, помогая заучивать ее партии,— она с легкостью запоминала их на слух, пока Пит проигрывал их на фортепиано. Ее неумение читать ноты никогда не являлось препятствием, так быстро и точно она усваивала свою вокальную линию.

“Когда я присоединился к оркестру, я начал писать необычного вида аранжировки, часто к грустным (moody) балладам, и они понравились Джун. Я заставлял ее менять тональности каждый раз, и делал все виды сумасшедших вступлений и концовок. Когда я слушаю эти материалы теперь, я думаю: “Бог мой! Ужас! Как она могла петь некоторые вещи, которые я написал для нее?!” — рассказывал Пит Руголо.

3. My Funny Valentine, Чет Бейкер (23.12.1929 — 13.05.1988)

Американский джазовый музыкант (труба, фортепиано, вокал), руководитель ансамбля (модерн-джаз). Первый белый трубач кул-стиля в сфере комбо-джаза. В вокале Бейкер отличался мягкой лирической манерой исполнения, обладал необычно высоким, почти юношеским голосом.

В начале 1950-х гг. великий саксофонист Чарли Паркер предупреждал великого трубача Майлза Дэвиса: “На Западном побережье есть один маленький белый котик, который съест тебя с потрохами…” Так он говорил именно о Чете Бейкере. А в начале 1960-х знаменитый ведущий джазовых радиопрограмм “Голоса Америки” Уиллис Коновер назвал Бейкера “поэтом трубы”.

4. Misty Blue, Элла Фицджеральд (25.04.1917 — 15.06.1996)

За свою творческую жизнь, продолжавшуюся более пяти десятилетий, записала 250 музыкальных альбомов и завоевала 13 премий «Грэмми» — высших наград музыкального мира Америки.

Опираясь на истоки негритянского родного искусства, Элла Фицджеральд дала неповторимо оригинальный тип джазового пения, когда исполнитель действительно уже ничуть не уступает композитору.

В 1935 г. певица записала с группой Уэбба свой первый альбом «Любовь и поцелуи», немедленно вошедший в джазовые хит-парады. В 1938 г. вместе с Элом Фелдманом создала прославившую ее композицию «Э-тискет, э-таскет», сочетавшую в себе не только джазовые, но и поп-мотивы.

5. Blue Moon, Билли Холидей (7.04.1915 — 17.06.1959)

Пение Холидей отличалось неповторимым тембром голоса, исключительной гибкостью и разнообразием нюансов. Она была ведущим исполнителем эры свинга. Сочетая приемы инструментального стиля свинг с традицией исполнения негритянских блюзов, она заложила фундамент джазового вокального искусства.

В обширном репертуаре Холидей, наряду с лирическими песнями, и произведения, содержащие элементы протеста против расовой и социальной несправедливости, царившей в те времена в США. Эта женщина не только джазовая звезда и кумир публики — она воплощала великую надежду и была символом негритянского населения Америки.

О себе певица говорила: «Когда я пою, я стараюсь импровизировать, как Лес Янг, Луи Армстронг и другие любимые мной музыканты».

6. Autumn In New York, Джо Стаффорд (12.11.1917 — 16.07.2008)

Джо Стаффорд — американская певица, звезда эстрады в жанрах традиционной поп-музыки и джаза, карьера которой была на пике популярности с конца 1930-х до начала 1960-х гг. Аудитория и критики восхищались чистотой голоса Джо Стаффорд, она считалась одной из самых разносторонних вокалисток своего поколения. Она является одним из пионеров жанра современной музыкальной пародии, получив премию “Грэмми” в номинации «Лучший комедийный альбом» в 1961 г. вместе со своим мужем Полом Уэстоном за их пластинку Jonathan and Darlene Edwards in Paris. Стаффорд стала первой женщиной, занявшей первое место в хит-параде UK Singles Chart.

7. Angel Eyes, Джек Джонс (родился 15.01.1938)

Фрэнк Синатра назвал его “одним из основных исполнителей нашего времени”.
Джек Джонс является лауреатом двух премий “Грэмми”, в том числе “Лучший мужской поп-вокал”.

13 апреля 1989 г. он был удостоен своей звезды на голливудской “Аллее славы”.
Записал более 50 альбомов, 17 из которых попали в Billboard`s Top 20.

8. The Man I Love, Кармен МакРэй (08.04.1920 — 10.11.1994)

Наряду с Эллой Фицджеральд и Сарой Вон, принадлежит к числу ведущих представительниц вокального джаза. Испытав в начале своей профессиональной карьеры влияние Билли Холидей, в дальнейшем создала самобытный, индивидуальный стиль пения.

Американская джазовая певица, композитор, пианистка и актриса. Она считается одной из самых влиятельных джазовых вокалисток XX в. Ее ломаные фразировки и ироническая интерпретация текстов песен делала ее запоминающейся. Записала более 60 альбомов.

9. Day In-Day Out, Марк Мерфи (родился 14.03.1932)

Американский джазовый певец. Шестикратный номинант на музыкальную премию “Грэмми”. Дебютный альбом выпустил в 1956 г.

Этого исполнителя знает лишь узкий круг знатоков. Хотя его своим учителем считают Керт Эллинг и Аннг Дюкро. Может быть, потому, что в 1950-е фирмы звукозаписи и концертные агентства пытались сделать из юного баритона подросткового идола типа Элвиса Пресли, пока не разобрались, что тинейджер Марк Мерфи — настоящий джазмен-импровизатор.

10. It Don’t Mean A Thing, Энни Росс (родилась 25.07.1930)

Британская джазовая певица и актриса. Наиболее известна участием в трио Lambert, Hendricks & Ross. Свой первый альбом Singin’ and Swingin записала в 1952 г., при участии Modern Jazz Quartet. В составе Lambert, Hendricks & Ross записала 7 альбомов в 1957-1962 гг. В 1962 г. покинула группу и в 1964 г. открыла свой клуб в Лондоне.

milinevskiy