Галерея авторской куклы «Парсуна» открыла новую экспозицию «Дневник ангела». Эта арт-площадка уникальна своим форматом. Когда попадаешь туда, волей-неволей становишься участником магического шоу, где куклы неотличимы от людей.
На днях я застал еще экспозицию «Воздушные поцелуи»: ряд загадочных, обольстительных женских фигурок, тренирующих действие своих чар на каждом посетителе. Это искусительницы, вроде «Девы» Любови Лукьянчук. Из одежды на Деве — только корона. И на ее прелести, испещренные лотосами, мужчины глядят с восхищением, а дамы — со смешанным чувством: восторга и осуждения…
В галерее создана очень характерная для Киева атмосфера: смесь инфантилизма и сказочности, мистики и домашнего уюта. В основе премьерной выставки «Дневник ангела» картины известного киевского художника Леонида Берната. В свое время он занимался экспериментами в contemporary art: делал «жесткие» плакаты на актуальные темы, обкладывался сырым мясом и т.д.
«Это все больше мой одноклассник Арсен Савадов — по этой части, но для меня тяжело было находиться в инфернальном диапазоне»,— делится он с «i». Это верно, contemporary art — это больше «аццкое искусство». А старик Киев не слишком-то любит окунаться в грязь «актуала». Интересоваться — одно, а для души — третье.
Леонид, когда ему стало невмоготу проводить опыты в contemporary art, обратился к тому, что ему ближе,— к сказочным сюжетам, поскольку работал иллюстратором. Сейчас он в основном делает работы в технике живописи и левкаса. Как определить стиль Берната? Я б назвал это все «домашним мистицизмом». Это когда у вас под каждой кроватью — по домовому, а на шкафу обитают ангелы.
Чем берет Леонид своих поклонников, что в Берлине, что в Москве? Contemporary art не повесишь дома. Никто не желает жить с остроумными, но деструктивными пародиями на текущие общественные события. Все то, что льется из теле- и радиоприемников, из Сети. Обсудить, подискутировать — одно, но в родной квартире все хотят, чтобы было, простите, «пофэншуйнее». А для фэн-шуй более опасного врага, чем современное искусство, не существует.
В Германии, по словам Леонида, квартиры крошечные, и народ склонен покупать что-нибудь миниатюрное. Клиенты не единожды приходят, сначала по одному, потом с семьями, прицениваются, затем торгуются. А «новых русских» крупные масштабы полотен не смущают. У них реакция быстрая на понравившуюся вещь: «Заверните».
Четыре вертикальных работы Леонида — лейтмотив выставки. Это четыре женских лика, сквозь которые «просвечивают» цветы и животные: «Северный ангел», «Южный…», «Западный…» и «Восточный…». «Южный ангел» состоит из зебр, антилоп, слонов, в нем бурлят африканские страсти. В «Северном…» завораживают огромные сине-ледяные глаза. (Вы можете сами пофантазировать, глядя на остальных; см. фото.)
Надо заметить, Бернат умело использует иконописную стилистику в своих работах, но придает ей тот самый сказочный характер — «домашней мистики». Из мужских образов у него выделяется какой-то полумужчина-полуребенок в наполеоновской треуголке: точная метафора киевских мужчин — с наполеоновским тщеславием и такой же безразмерной инфантильностью.
Да и в галерее правят бал, конечно, дамы. Неистовый рыжий ангел Анастасии Кацан напоминает булгаковскую Маргариту, летящую громить литературных критиков, оскорбивших роман ее возлюбленного. Вокруг множество фей, принцесс, танцовщиц.
Но, возвращаясь к отношениям между мужчинами и женщинами, ключевой работой является «Машенька. Чаепитие с ангелом» (Буркацкая — Шматов), где у конопатой девушки сидит на коленях маленький мужчинка-ангел. Она, умиляясь, наливает ему чай из чайника в кружечку. Идеальные местные м-ж отношения. Трогательная сценка!
В общем, приходите «в гости к сказке». Новогодне-рождественское настроение обеспечено!
Фото АВТОРА