Финансы

Банки на пороге кризиса

В ушедшем году банки получили последние дивиденды.

В ушедшем году банки получили последние дивиденды. Сейчас финансовая система находится на пороге системного кризиса. Причем, его главной причиной являются действия Нацбанка.
По итогам года темпы замедления роста банковских активов останутся фактически незамеченными. Несмотря на остановку кредитования, объемы выданных кредитов за период январь-ноябрь 2008 г. выросли более чем на 57% по сравнению с аналогичным периодом 2007 г. «С учетом девальвации гривни, номинальный рост уже составил 43% на начало декабря, так как около 40% банковских активов номинированы в иностранной валюте. Реальный рост активов составит около 30% по итогам года»,— говорит директор аналитического департамента Foyil Securities Агшин Мирзазаде. 

Поэтому по итогам 2008 г. наблюдается и рост активов, и прибыли банковского сектора. В результате продолжающегося падения курса гривни, банки покажут 60-65% роста прибыли. Реальное сокращение активов и прибыли банковской системы начнет наблюдаться только в нынешнем году, когда банкам необходимо будет заниматься реструктуризацией своего кредитного портфеля, а не наращивать активы.
Главной причиной проблем банковской системы эксперты называют девальвацию гривни. Во-первых, этот процесс привел к стремительному оттоку гривневых депозитов и еще больше усугубил проблему гэпов (разрывов по срокам размещения пассивов и активов). На сегодня во многом проблема формируется ипотечными кредитами, которые не только имеют большой срок действия, но и, как правило, выданы в валюте. Тяжело понять логику НБУ: зачем надо было так существенно девальвировать гривню, если проблема разрыва между сроками активов и пассивов банков была хорошо известна. Фактически за счет девальвации гривни проблема гэпов стала очень актуальной для банковского сектора. Еще до всех событий общий объем гэпов не превышал 10 млрд. грн., сейчас этот показатель оценивается в 20-22 млрд. грн. 

И банкиры пока не видят источников покрытия этих разрывов. «На протяжении последних двух месяцев НБУ был единственным источником покрытия гэпов, но сейчас сложно прогнозировать, что будет в 2009 г.,— говорит председатель правления «Эрсте Банка» Андрей Рожок.— В связи с нестабильным курсом, в первой половине года будет ограничено (возможно, даже заморожено) кредитование физических лиц. Мы хотим продолжить кредитование корпоративного бизнеса, однако это зависит от действий Нацбанка».

Во-вторых, девальвация привела к удорожанию валютных кредитов более чем на 60% их номинальной стоимости. «В результате сокращения штатов и снижения реальных доходов населения, большая часть заемщиков просто не сможет рассчитаться по своим долгам»,— говорит исполнительный директор ФГ «Консалтинг и инвестиции» Дмитрий Поддубный. По его мнению, динамика девальвации показывает, что НБУ потерял контроль над валютным рынком. И вместо того, чтобы стабилизировать ситуацию на валютном рынке, он только усугубил ее. «Если бы на начальном этапе НБУ реально вышел на валютный рынок, то девальвация гривни не превысила бы 3-5%. Но потеря контроля над валютным рынком фактически привела к неуправляемой девальвации»,— отмечает господин Поддубный. 

Если учесть, что в условиях тенизации экономики большая часть расчетов за товары переходит в наличный валютный рынок, то не исключено, что в 2009 г. долларизация экономики усугубится.

В результате спрос на валюту будет только расти. «В таких условиях курс 10 грн. за доллар может быть вполне реальным»,— считает Дмитрий Поддубный.

При этом председатель правления крупного банка, пожелавший остаться неназванным, считает, что именно действия Нацбанка привели к текущей ситуации на валютном рынке и обвалу курса гривни. «Если проанализировать объемы рефинансирования, выданного НБУ коммерческим банкам, и объемы оттока депозитов из этих банков, мы увидим, что во многих случаях объемы рефинансирования были больше оттока депозитов. Логично предположить, что лишние деньги банкиры направляли на спекуляции на валютном рынке»,— полагает банкир. Он отмечает, что принятием постановления №459 «О временном порядке рефинансирования комбанков» Нацбанк дает понять, что эмиссия гривни на спекулятивные операции продолжится.

«Вероятно, пик девальвационного давления придется на первый квартал — в связи с сезонным ростом импорта энергоносителей и продолжающимся снижением экспортных поступлений. Что касается экспорта и притока капитала в Украину, мы не ожидаем восстановления этих каналов валютных поступлений, по крайней мере до четвертого квартала следующего года»,— прогнозирует начальник отдела анализа и исследований «Райффайзен Банка Аваль» Дмитрий Сологуб.

Вместе с ростом курса доллара будет увеличиваться и количество проблемных кредитов. По оценкам господина Поддубного, уже сейчас доля проблемных займов в корпоративном кредитном портфеле банков превышает 12%, а в розничном — 22%. Убытки от невозврата кредитов банкирам необходимо будет погашать с помощью капитала. По оценкам Международного валютного фонда, на эти цели украинским банкам понадобится около 44 млрд. грн., однако привлечь такие средства комбанкам сейчас неоткуда.

«Сложности с привлечением инвестиций испытают все сектора экономики, и банковский сектор в данном случае не исключение. В новых условиях рынка не стоит ожидать притока зарубежных инвестиций. Поэтому, скорее всего, в 2009 г. банковскому сектору удастся привлечь в свой капитал не более 10 млрд. грн.»,— считает Дмитрий Поддубный. По мнению Андрея Рожка, куплены будут только очень качественные банки и по максимально низкой цене.

Опрошенные «i» банкиры считают такую ситуацию идеальной для захвата наиболее лакомых кусочков финансовой системы Украины иностранцами и уничтожения всех не подходящих под критерии покупателей банков. Благо, капитализация большинства крупнейших банков сегодня уже опустилась ниже плинтуса, и привлекать акционерный капитал в условиях роста валютных рисков очень трудно. Если на начало 2008 г. капитализация «Райффайзен Банка Аваль» была более 15 млрд. грн., то в текущий момент ее уровень не превышает 3,6 млрд. грн. Капитализация Укрсоцбанка на начало минувшего года составляла более 4,8 млрд. грн., а сейчас она не превышает 0,8 млрд. грн.

Недостающие средства могут быть направлены в капитал банков только правительством или международными финансовыми организациями. «Правительство уже привлекло ряд иностранных консультантов (Black Stone, Credit Swiss), которые будут советовать, куда и кому продавать национализированные банки,— отмечает один из банкиров.— Национальный банк создал все условия, чтобы украинская банковская система за бесценок перешла в руки иностранцев».

dubinskiy