Финансы

Тимошенко временно сбила курс

Валютный рынок стабилизировался всего через день после громких обвинений Юлии Тимошенко в адрес Владимира Стельмаха

Валютный рынок стабилизировался всего через день после громких обвинений премьер-министра Юлии Тимошенко в адрес главы Национального банка Владимира Стельмаха/

Еще утром в четверг счастливцы продавали доллар по 9,5 грн., а неудачники покупали евро по 15 грн. На следующий день доллар можно было продать максимум по 8,5 грн., а евро продавался по 10,5-11 грн. Кроме того, в пятницу НБУ впервые за несколько месяцев выкупил доллары на межбанке.
В четверг, 18 декабря, президент общался с главой Нацбанка Владимиром Стельмахом и министром финансов Виктором Пинзеником. Вечером того же дня Тимошенко обвинила президента и главу НБУ в спекулятивном сговоре и потребовала отставки Стельмаха. А чуть позже глава совета НБУ Петр Порошенко обвинил правление НБУ в бездействии и укрывании важной информации.
По сообщению пресс-службы Министерства финансов со ссылкой на министра Виктора Пинзеника, на встрече с президентом Стельмаху предлагались три блока решений. Первое касалось валютного курса. В четверг НБУ должен был продавать доллары по 8,95 грн., в пятницу — по 8,7 грн., а в понедельник — объявить аукцион.
«Второй блок решений касается ограничения спроса на иностранную валюту. Он включает следующие ключевые вещи: полное прекращение, на несколько недель, рефинансирования коммерческих банков (кроме операций с ОВГЗ); повышение ставки по кредитам овернайт; объявление о проведении ежедневного размещения депозитных сертификатов НБУ, повышение ставки доходности по этим сертификатам до 18-20%; объявление о покупке НАК «Нефтегаз Украины» иностранной валюты непосредственно у НБУ вне валютного рынка; повышение учетной ставки НБУ до 18%»,— говорится в сообщении Минфина.
Третий блок решений касался проверки того, законно ли банки проводили до этого операции с валютой. В частности, НБУ предложили собрать с подконтрольных учреждений обязательную отчетность о покупке ими валюты для себя и клиентов — по дням и в разрезе каждого клиента. Кроме того, говорилось о проверке 20 банков, которые занимались валютными операциями с целью спекуляций. Для них предлагались санкции, вплоть до отбора валютных лицензий у таких учреждений. Правда, после встречи из уст президента прозвучала уже цифра 18, а не 20.
По данным «i», в тот же день из НБУ позвонили в крупнейшие банки. О чем был разговор, неизвестно, но вполне очевидно, что регулятор приказал продать часть валюты, купленной теми впрок. Кроме того, НБУ соблюдал договоренности, и в пятницу объявил индикативную цену интервенций 8,87 грн. за $1 , а в пятницу — 8,65-8,7 грн.
И все же в четверг курс никак не изменился и торги закрылись на отметках 9,22-9,77 грн. за $1. Самое большое влияние на рынок оказало именно заявление премьера.
«После выступления Тимошенко население начало сливать валюту. Некоторые банки, у которых, возможно, рыло в пушку, тоже стали продавать. Получилось очень сильное движение, и все остальные тоже стали продавать. Если завтра будет курс 5 грн. за $1, что ты будешь с этой валютой делать?» — говорит зампред одного из крупных банков.
Кроме того, на рынок явно повлияло пятничное совещание президента с десяткой крупнейших банков страны. Именно к этой группе относятся учреждения, которые купили у НБУ наибольшие объемы валюты. «10 дней я отвожу для стабилизации курса»,— заявил им Виктор Ющенко. Кроме того, он предупредил о будущем ограничении рефинансирования и сжатии гривневой массы. 
Уже в пятницу торги безналичным долларом завершились на уровне 8/8,5 грн./$1. Зампред отметил, что не знает ни о каких конкретных действиях НБУ по наведению порядка. Однако это не помешало Нацбанку в пятницу заявить, что это именно он нормализовал ситуацию на валютном рынке. Кроме того, центробанк обвинил Тимошенко в дестабилизации. «Чем они два месяца занимались?» — прокомментировал заявление регулятора казначей одного из средних банков, имея в виду бездействие НБУ по наведению порядка на валютном рынке. 
Совершенно очевидно, что проседание курса является ситуативным и вызвано резкими заявлениями госпожи Тимошенко. Они простимулировали к активности НБУ и вызвали нервную реакцию населения и некоторых банков. Однако это все еще не дает четкого сигнала, каким будет курс до Нового года. И глава государства, и премьер, и президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко заявили о том, что нормальным и обоснованным является курс не выше 6,5 грн./$1. 
Однако опрошенные «i» банкиры не дают прогнозов. «Не появилось пока ни одной реальной предпосылки для снижения курса. Боюсь, что когда реакция на слова Тимошенко пройдет, курс может вернуться к 10 грн./$1»,— подчеркнул казначей. 
Кроме того, с понедельника появился новый фактор неопределенности. В очередной раз изменились правила проведения операций на межбанковском рынке. По сути НБУ попытался вернуть порядок, который работал до ноября, когда регулятор заставил выносить все заявки клиентов напрямую на рынок. С этого понедельника банки сначала сводят заявки клиентов между собой, а затем с разницей на покупку или продажу выходят на общий рынок, где с ними может провести операцию уже НБУ. Однако, по отзывам, у банкиров есть несколько вопросов по новому порядку. 
«Во-первых, постановление №153 никто не отменил. То есть действуют старый и новый порядок одновременно. Во-вторых, непонятно, можно ли сводить заявки клиентов между собой. Я так понял, что банк должен у одних купить, другим продать. А кто тогда будет компенсировать пенсионный сбор? Это четыре копейки с доллара — по нынешнему курсу. В-третьих, непонятно, имеет ли право банк проводить операции на межбанке за свой счет. И снова никаких разъяснений. В пятницу бросили постановление. А как с ним работать, непонятно. Снова НБУ путает правила игры»,— подчеркнул казначей.

 

lyamets